Технология гидроформинга и баттинга

Всем хорошо знакомы алюминиевые рамы с нестандартным изгибом труб. Обычным изгибом такого изменения формы достичь невозможно. Поэтому для увеличения площади сварных соединений, повышения жесткости конструкции и создания привлекательного дизайна применяется гидроформинг труб.

Гидроформинг— это технология изменения формы трубы, которая применяется в промышленности и активно используется в велоиндустрии. Она дает возможность придавать трубам фактически любую форму. Процесс прост: обычную трубу кладут в кондуктор, нагревают и подают жидкость под давлением.

Жидкость давит изнутри и труба принимает нужную форму. При этом учитывается изменение толщины стенок трубы, которые неизбежно истончаются в местах расширения во время гидроформинга. Если к трубе не применена технология баттинга, то в местах расширения после гидроформинга  будет слишком мало материала, что приведет к поломке.гидроформинга

Гидроформуют, как правило, алюминиевые рамы, гораздо реже стальные. Особенно эффектно смотрится конструкция с зашлифованными сварными швами. Монолитный дизайн.

Гидроформовать возможно любую трубу в раме, но, как правило, технологию применяют к трубам переднего треугольника и перьям. Рулевой стакан изготавливают на токарном оборудовании, как и кареточный узел. Подседельная труба в 99% случаях не требует изменения формы. Исключением являются рамы для шоссе — там подседельной трубе придают аэродинамическую форму.

В переднем треугольнике рам пытаются создать максимально жесткое и прочное соединение с рулевым стаканом и кареточным узлом. Для этого верхнюю и нижнюю трубу расширяют и подгоняют на стыках друг к другу. Выглядит это лучше, чем простая сварная конструкция из двух круглых труб. Также верхнюю и нижнюю трубу формируют из соображений повышения жесткости кросс-кантрийных, шоссейных, трюковых и гоночных рам.гидроформинга

Особую форму перьев рамы также используют для увеличения наката. Например, расширение центральной части пера. В некоторых велосипедах для трюковых рам применяют гидроформинг при создания нижних перьев одной трубы. Такое решение позволяет создать максимально качественное соединение с кареточным стаканом, что увеличивает прочность. Кроме этого, оно служит для увеличения пространства при установке широких покрышек заднего колеса.

Баттинг (butting) — это конструктивное решение, которое позволяет уменьшить вес конструкции, не потеряв прочности.

Нагрузка на каждую отдельную деталь конструкции распределяется по ее длине неравномерно (например, взять нижнюю трубу рамы велосипеда — на конце труб может приходиться больше нагрузки, чем на ее середину).

С технической точки зрения баттинг — это величина, характеризующая отношение толщины стенок на конце трубы и в середине.баттинг

Баттинг бывает двойной, тройной, четверной. Как известно,  нагрузки на раму максимальны в районе рулевой колонки, каретки, подседельного узла и задней нижней части цепной вилки. В середине трубы меньше нагрузки. Это позволяет сделать толщину стенок переменной, то есть в местах высокой нагрузки она толще и тоньше в других. Благодаря чему удается значительно снизить вес рамы, так как уменьшается толщина трубы, где минимальные нагрузки. В середине баттованых труб могут находиться различные спирали для усиления, что-то типа нарезов в стволе винтовки, благодаря этому открываются новые возможности для их прочности.

Совсем недавно баттинг начал применяться в изготовлении алюминиевых рам. Обычно, в местах сварных швов локально увеличивают толщину стенок трубы. Баттинг в них бывает одинарный – это когда один конец трубы имеет измененную толщину, двойной – когда оба конца трубы изменены по толщине, и тройной – когда труба имеет три различных толщины. Рамы с двойным баттингом могут иметь вес 1300-1500 грамм. Рамы с тройным баттингом прочные и в то же время имеют небольшой вес . Наличие баттинга можно определить непосредственно на самой раме – об этом всегда пишется на трубах, как правило подседельных

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru