Рама для велосипеда

Рама для велосипеда это его основа, душа, квинтэссенция. Посудите сами, рама для велосипеда, что скелет для человека. К ней крепятся колёса, руль и разные другие велосипедные части. Она воссоединяет воедино множество компонентов, благодаря чему велосипед и становится велосипедом.рама для велосипеда

Рама для велосипеда -особенности конструкции

С точки зрения конструкции различают два вида рам: мужские (закрытые) и женские (открытые). Разница между ними заключается в расположении верхней трубы. В нормальных классических закрытых рамах, она расположена высоко и крепится к подседельной трубе сразу под седлом. Таким образом, получается рама, состоящая из двух треугольников – прочная надёжная конструкция. И всё было хорошо пока на велосипед не села женщина. Напомню, что дело происходило в XIX веке, дамы носили исключительно длинные юбки, которые закрывали их щиколотки, поэтому сесть на традиционный велосипед, не потревожив общественного спокойствия задиранием юбки было просто невозможно. Именно поэтому и появился женский велосипед, верхняя труба которого расположена значительно ниже, или даже отсутствует вообще.
Справедливости ради следует отметить, что открытые рамы пользуются популярностью и среди мужчин, не желающих высоко задирать ноги, садясь на велосипед.

Геометрия 

Длины всех труб и углы между ними в совокупности составляют геометрию рамы, которая, в свою очередь определяет принадлежность велосипеда к той или иной категории. Например, длина верхней трубы влияет на посадку велосипедиста: чем длинней труба, тем горизонтальней посадка. Геометрия рамы может быть относительно произвольной. Основополагающим же фактором при выборе велосипеда является её рост. Разные производители меряют его различными способами. Это может быть расстояние от каретки до верхней трубы или от каретки до верхнего среза подседельной трубы. Определять оптимальный рост рамы следует ориентируясь на предполагаемый стиль катания (при агрессивном стоит брать раму пониже), а также пропорции собственного тела, роста, длины рук и ног.

Материалы

Пространственные характеристики рамы, несомненно, имеют огромное значение. Но нельзя забывать и том, что рама велосипеда, как объект материально мира, большинством своих свойств обязана всё-таки материалу, из которого она изготовлена. В наше время для производства рам используют стали, алюминиевые сплавы, титановые сплавы, углепластик, а также редкие (магниевые, алюминиево-скандиевые и берилловые) сплавы. В чем разница? А вот в чем.

Углеродистая сталь

Рамы из обычных сталей в наше время производятся только для дешёвых велосипедов низких классов. Весит такая красавица 4-5кг, но, не смотря на внушительный вес, её прочность оставляет желать лучшего. К тому же, рамы из такой стали сильно подвержены коррозии. Из плюсов можно отметить только низкую стоимость, но надо учитывать, что для экстремальных нагрузок такие рамы совершенно не подходят.

Хромомолибденовая сталь

Тут уже ситуация выглядит лучше. В 90-х это вообще был основной материал для рам не очень дорогих велосипедов. При должной конструкции подобные рамы используются даже в дорогих профессиональных машинах. Тут надо сказать про баттинг. В рамах высококлассных велосипедов он есть почти всегда.Баттинг – это утончение стенки трубы в некоторых местах. Совершенно очевидно, что нагрузки на раму не одинаковы во всех её точках, а увеличиваются в местах соединения труб друг с другом. Поэтому если сделать стенки трубы в центре тоньше, можно добиться значительного снижения веса, без потерь прочности.
Хромомолибденовые рамы во всем выигрывают у рам из углеродистой стали: они весят меньше, при этом прочность их выше, а подверженность коррозии меньше. Впрочем, в последнее время от таких рам отказываются, в основном из-за того, что хорошая хромомолибденовая рама будет стоить намного дороже аналогичной алюминиевой.

Алюминий

Как известно, алюминий сам по себе металл мягкий, поэтому, очевидно, что велосипедов с рамами из чистого алюминия вы не увидите ни на улицах своего города, ни на прилавках веломагазинов. Под алюминием в данном случае понимается сплав алюминия с цинком или с магнием и кремнием.
Пожалуй, это самый популярный материал для рам. Сегодня и дорогие и не очень велосипеды оснащены именно алюминиевыми рамами. Они ещё легче, ещё прочнее и ещё лучше сопротивляются коррозии, чем стальные, но и они не идеальны.
Ради достижения необходимой прочности в алюминиевых рамах применяются трубы с большим диаметром и толстыми стенками. Алюминий металл лёгкий, поэтому это не оказывает негативного влияния на вес, но рамы получаются очень жёсткими. Так что при длительных поездках возможен дискомфорт.
Ещё неприятно, что алюминий склонен накапливать усталость. Однажды при сильном ударе рама может просто сломаться. Средняя продолжительность жизни алюминиевой рамы – до 10 лет.

Титан

Титан – довольно распространённый на нашей планете металл, но всё же используется только в высококлассных велосипедах (как горных, так и шоссейных). Виной тому высокая стоимость, причем не только титановых сплавов, но и весьма недешёвой их обработки. От алюминиевых титановые рамы выгодно отличаются относительной мягкостью езды. Помимо этого они прочные и легкие, но будущего на рынке у них нет. В «эконом-класс» они не опустятся из-за высокой стоимости, а в «люкс-классе» уже давно завоевали место под солнцем карбоновые рамы.

Карбон

Ещё совсем недавно углепластик был материалом космической цены, и применялся только в ультралёгких конструкциях высококлассных шоссейных велосипедов. Постепенно же он стал доступен и простым смертным.
Карбон или углепластик – композитный материал, который представляет собой стекло- и углеволокно пропитанное смолами при высокой температуре. Рамы и него получаются прочные, жёсткие и лёгкие (до 1 килограмма), но хрупкие. Она может разрушиться внезапно и совершенно неремонтопригодно из-за неудачного удара. Средний срок жизни такой рамы – несколько лет.

И другие

На этом список материалов, из которых изготавливаются рамы, не заканчивается. Магний, например, металл лёгкий, с высокой удельной прочностью, хорошо поглощающий вибрации, тоже иногда используется для производства рам. Впрочем, сейчас этим занимаются только две фирмы.
Существуют и более экзотические материалы, такие как бериллий, рамы из которых нынче даже не выпускаются серийно.
В общем же, для удовлетворения потребностей велосипедиста прекрасно подойдут и более распространённые рамы.

Долговечность

Издревле люди замечали, что нет в этом мире ничего вечного, что всё рано или поздно заканчивается, прекращается, ломается. Не стали исключением и велосипедные рамы. Любой металл и справ от длительных циклических нагрузок устаёт. В этом плане выгодно отличается сталь, тем, что имеет предел выносливости – нагрузка, ниже которой металл способен выдерживать теоритически бесконечное количество циклов. Все же остальные материалы такого предела не имеют, поэтому со временем повышается вероятность разрушения рамы. К этому стоит быть готовым и отдавать себе отчёт в том, что это не рама плохая, а законы физики такие. Вот вы и получили основные сведения о том, что такое рама и с чем её едят.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *