Обзор Trek Stache 5

Trek Stache 5

0.00
9.2

Соотношение цена/качество

9.0/10

Дизайн

9.6/10

Удобство

9.0/10

Надежность

9.1/10

Достоинства

  • Отличное соотношение цена/качество
  • Отличная управляемость
  • Мягкий
  • Красивый

Недостатки

  • По грязи с родной резиной едет плохо

Кэм МакКол:

— Когда соседи спрашивают зачем мне столько велосипедов, я им отвечаю, что они, как клюшки для гольфа. Смотрите: есть драйвер, есть питчинг ведж, есть номерное «железо», есть поттер. Поэтому чем в мире клюшек для гольфа является этот велосипед? Это хоккейная клюшка. Играть в гольф хоккейной клюшкой нет никакого смысла. В этом велосипеде тоже нет никакого смысла, но по какой-непостижимой причине это — самый веселый байк в моем гараже.

Trek Stache 5

Он стройный и подтянутый, словно балерина. Изящный, словно ножка пушистого одуванчика. В нем все пропорционально. Дозировано. Он, как музыка. В нем есть гармония пауз и ритма. Пустота переднего треугольника, промежуток от нижней трубы до колеса и две дырки от бублика, кажется, только что сошли со страницы учебника индустриального дизайна, который учит, как заставить пустоты работать на благо общего образа. Но поставьте рядом городскую малолитражку и это воображение растает. Нагрянут свинцовые тучи, налетит шквальный ветер и под сверкание молний небесного свода, из-под земли восстанет козлорогий Крампус, который собирает непослушных детей в корзину и несет их к себе в ад.

Сопоставляя физические размеры с каким-нибудь Hyundai Getz, этот великан сразу теряет свое изящное гало, превращаясь в ужасное сатанинское отродье. Его размеры с трудом поддаются воображению: 189 сантиметров от края до края. И это — хардтейл с короткими перьями ростовки 19,5″!

Trek Stache 5

Ободья SUNringlé Düroc 50 шириной 46 мм (внутреннее измерение) держат на себе крепкие покрышки Bontrager Chupacabra 29×3.0″. Их внешний диаметр составляет без малого 30,7 дюймов. Пропорциональность и изящество велосипеда играет с воображением людей злую шутку: они ошибочно принимают его за 650b+: «О-О, плюсовые покрышки!». Но через мгновение на лицах появляется немая реакция оцепенения, будто и в самом деле перед ними предстал сам черт с рогами.

Своему появлению он обязан модели Surly Krampus, которая положила начало тренду плюсовых покрышек на найнерах в 2014 году. Trek Stache на тот момент уже существовал, но это был рядовой трейловий найнер, которому позарез необходима была своя «фишка», что-то такое, чего не было ни у кого.

Если чего-то не существует, это следует придумать.

Сказано — сделано. Trek любит играть в новые стандарты. Например, под влиянием Фишера, Trek одним из первых ответил на зов найнеров в 2002 году. Поставил на зеро — сорвал джекпот. Затем в 2008 ребята из Surly придумали товстобульдозер-снегосипед Pugsley. Его аналог также быстро появился в ассортименте бренда из Уотерлили на имя Farley. А теперь Trek один из большой пятерки имеет в арсенале велосипед формата 29+. Кроме Salsa и ряда мелких производителей, ни один конкурент не поверил в плюсовые найнеры. И зря. Stache расходится, словно горячие пирожки. Работая за соседним столом рядом с  дилером Trek, я не смог заказать Stache 5 на свой рост. Все велосипеды 2018 модельного года уже раскуплены!

Впрочем, имея в себе 188 см роста и 93 см длины внутреннего размера ноги, я попытался взять велосипед на размер меньше. Подседельный штырь торчит на 3 мм выше минимально допустимой отметки, но длина кокпита с 70-мм выносом аккурат укладывается в мои желаемые настройки посадки на шоссейниках. То что я получу с дополнительными 19 мм ? С этой мыслью я спал месяц. Искал фиолетовый Stache 7 2016 в ростовке 21,5″ (адская красота!), и периодически выносил мозг опытным механикам, которые имеют почти такие же физические ТТХ и ездят на подвесах лошадиных размеров. Они как могли натаскивали меня на большую ростовку. По иронии судьбы, поиск на вторичном рынке не принес результатов. Люди не торопятся продавать этот фантастический велосипед. Тогда я принял решение намотать себя на кактус путем приобретения Stache размером меньше нужного.

Я не жалею.

Trek Stache 5

Тестовый заезд оставил сомнения. Длинный кокпит подошел, как перчатка, хотя кое-что я бы таки поменял: руль шириной 750 мм кажется для такого монстра узким. Приобрету 785-мм палку, а впоследствии расщедрюсь и на дропер. В раме есть отверстие для внутренней проводки. Версия 2018 года комплектуется дропером по умолчанию, но на велосипеде 17 года его нет. Седло Bontrager Evoke 1.5 моя задница, к сожалению, не оценила.

За исключением перечисленных седла и руля, комплектация Stache 5 2017 лично меня более-менее устраивает, но пуристы будут задавать вопросы: что на ровере делают тормоза Shimano M365, которым место скорее на велосипеде начального уровня? Даже с роторами 180 мм они останавливают гигантскую махину, мягко говоря, так себе. Stache три года подряд критиковали за отсутствие дропера. Наконец, Stache 5 2018 года комплектуется телескопическим штырем Bontrager с выносной манеткой под левую руку. Изменениям подверглась и трансмиссия: на Stache 5 2017 спереди устанавливалась система RaceFace Aeffect со звездой 30Т, на модели 2018 года ее заменила система FSA Gamma Pro 28Т. Соответственно, кассета 11-36Т уступила кассете 11-40Т. Впоследствии поставлю овал на 32Т (34Т?), потому мне и сетап 2017 года кажется слишком легким.

Trek Stache 5

Решение с пером Midstay — единственная возможность выкроить место для передней звезды.

— А что там со Stache 7? — спрашивают в зале. Жесткая вилка Manitou Magnum 34 (с 2018 года — RockShox Yari RL с демпфером Motion Control), 11-скоростная трансмиссия против 1х10, драйвер SRAM XD против барабана Shimano (с 2018 года — Shimano SLX M7000), переключатель SRAM GX (2017) против Shimano Deore M6000 Shadow Plus, шатуны SRAM X1 1200 под проприетарный стандарт X-Sync (с 2018 года — снова RaceFace Aeffect со звездой 28T стандарта Cinch, который мне больше нравится, ведь позволяет тонко подстроить наклон оси эксцентриситета овальной звезды и по желанию изменить на 10 мм чейнлайн простым перелистыванием звезды задом-наперед), тормоза SRAM Level T (2017) и Shimano MT500 (2018), и комбинация выноса и руля Bontrager Line под новый стандарт 35 мм (2018). В общем, ничего такого, отделяющую одну модель от другой на расстояние пропасти. Модели 2017 года красивее раскрашены.

Trek Stache 5

На Stache 7 устанавливается более жесткий руль, чем на Stache 5.

Не обращайте внимания на ґарґантюанськие покрышки, велосипед охотно катапультируется вперед. На самом деле, трудно поверить, насколько легко Stache движется. Огромные колеса не оказывают сопротивления импульсу, который я придаю этому аппарату через жесткие шатуны RaceFace Aeffect. Stache разгоняется на удивление резво, а набрав импульс, мягко летит, словно планер на глиссаде. Как чайка в бреющем полете. Как утренний туман над прудом.

О чем мне жалеть?

В этом нет магии волшебных брендовых ноу-хау: легкостью движения Stache обязан своим покрышкам Bontrager Chupacabra, которые были разработаны специально для этого велосипеда. Перед инженерами стояла задача любой ценой разработать бескомпромиссно легкие покрышки, и эта цель была блестяще достигнута… любой ценой. На старте она составляла умопомрачительные 167 долларов за штуку. Где-то в параллельной Вселенной икнулось даже Биллу Гейтсу. Впоследствии, приобретя постоянный спрос, Trek снизил цену до 95 долларов за единицу, но мне все еще икается.

Trek видит портрет покупателя Stache следующим образом: это человек, который желает иметь универсальный трейловий велосипед, который будет одинаково хорошо выполнять свое дело в парке и в долговременном автономном путешествии — прежде всего, американец. Многие американцы (а именно США — основной рынок сбыта Stache) любят путешествовать по пустыням полуострова Калифорния, — Baja Divide, что находится на территории современной Мексики — скалистый ландшафт с острыми камнями, глубокими трещинами в земле,  твердыми, словно асфальт, ґрунтобанами, широкими просторами без всяких водоемов от горизонта до горизонта — все это родная стихия для такого велосипеда, как Stache. В 2017 году на его базе появилась отдельная туристическая модель 1120 с измененной гео, ригидной карбовилкою, мириадами отверстий для крепления подфляжников и двумя багажниками. Как и в случае с парой X-Caliber/Roscoe, Stache и 1120 похожи только внешне. Геометрии у них разные.

В пустынной среде Chupacabra чувствует себя, как у себя дома: играя разгоняет велосипед от нуля до максимальной скорости, охотно глотает все мелочи, которых не может «съесть» амортизатор: камни, корни, пороги, мелкие ямы, кочки и тому подобное, и делает все эти чудеса с комфортом подвеса. Подстройки рабочего давления заметно меняет характер велосипеда: от зубодробильного костетряса на полутора атмосферах до доброго плюшевого Санты на 0,8 бар спереди и 1 бар позади. На 0,6 бар Stache катит по песку, будто для того и создан. С весом 940 граммов Chupacabra бьет рекорды в сегменте покрышек для плюсовых найнеров, а будучи сделанной из жесткого компаунда, ей также не занимать выносливости. Каркас плотностью 60 нитей на дюйм дарит ощущение диванного комфорта, плюс бескамерный монтаж еще и увеличивает разгонную динамику и несколько снижает ощущение инертности руля. Новая версия Chupacabra базируется на каркасе плотностью 120 EPI, который по уровню комфорта еще лучше. Вот только дропера не хватает для полного дзена.

Даже по асфальту на своих квадратных блоках Chupacabra катит тихо. Там, где базовый Bontrager XR2 29×2.2 выдает низкое приглушенное гудение, Chupacabra еле шелестит. Бывало, люди  с криками бросались в сторону с перепугу. Эффекту неожиданности способствует и барабан втулки Formula, что работает по-шимановски бесшумно: тиканье слышно только в коридорах.

Trek Stache 5

Но поезжай в грязь — почувствуешь, что нет в мире универсальных вещей, кроме ножа, топора и синей изоленты. В теории, большое пятно контакта обеспечивает тракторное сцепление, однако, на Chupacabra все это бесполезно. В грязи ее преимущество превращается в недостаток. Там, где ожидаешь бульдозерной тяги, заднее колесо бессмысленно буксует на одном месте. Я позорно сливаю райдерам на покрышках шириной 2.1″ на мокрой земляной каше. Весело разбрасывая комья земли вокруг, я выписываю танцевальные па и едва могу править траекторию. Сцепления ноль. Выглядишь в этой ситуации, как полный болван.

гора

Место, где я не смог заехать.
Смешно сказать: последовательная разведка кантрийного трека возле Министерских озер на шосейнике с 25-мм Maxxis Re-Fuse, чувствовалась увереннее. Что, на самом деле имеет смысл: высокое удельное давление на поверхность увеличивает сцепление, а оно мне сейчас позарез необходимо. Машины колесами разворотили несколько S-образных связок на плоском грунтовом участке, и я поздно догадался, что колеса 29+ чихать хотели на любые неровности ландшафта: велосипед проедет наискось поля через высокую траву и не поперхнется. Пока мне это не пришло в голову, пришлось дважды покинуть офис. В поворотах ловишь переднее колесо, ибо норовит съехать. Квадратные блоки протектора очищаются охотно, но сцеплению это не помогает. Нечего и говорить, что на мокрой снежной каше передвижения на вздутом  Chupacabra Stache — это упражнение для сильных духом. Не лелейте надежды, что толстые покрышки предоставят вам безопасность зимой, какой вы искали. В грязном Голосеево я не смог ни заехать вверх, ни спуститься. Сходил пешком. Буду с нетерпением ждать возможность установить Maxxis Minion DHF/DHR 29×3.0″, или просто дождусь апрельского тепла, чтобы по достоинству оценить преимущества резины. К сожалению, Chupacabra не любит, когда мокро.

Trek Stache 5

Мастермайндом разработки фреймсета является Тед Елсоп — человек, который обожает дикие идеи. Тед хотел сделать перья как можно короче, ведь хулиганский велосипед по определению не может управляться, как океанский лайнер: он должен взлетать в воздух и разрушать контрсхилы, от приземления дропов должна дрожать земля, а позади стелиться густое облако пыли. Он должен давать под дых  и в морду слева, не подставляя ни одной щеки под встречный удар. Stache разобьет все уличные фонари, отожмет пару айфонов и ограбит супермаркет электроники. И не корысти ради, а фана для. Только представьте: длина нижних перьев составляет всего 420 мм при внешнем диаметре колес 30,7 дюймов. Это безумие. При таких размерах, физически невозможно оставить хоть немного места для расположения передней звезды, потому правое перо переехало на 100 мм выше зоны сочленения перьев и кареткового узла. Trek называет это решение Midstay. Оно также избавляет от необходимости протягивать цепь сквозь задний треугольник, что автоматически делает возможным установку ременной трансмиссии Gates Carbon Drive. Натяжение ремня выполняется с помощью регулирующих винтов в горизонтальных дропаутах Хватку, благодаря которым допускается сокращение колесной базы на добрые ~25 мм. К аналогичному решению пришел только один прямой конкурент Stache — Salsa с моделью Woodsmoke, длина перьев которого еще меньше (417 мм), но и на 2 мм выше расположен каретковый узел и по-другому спроектированы дропауты.

При стандартной настройке (l=420 мм) между колесом и подседельной трубой остается пару сантиметров грязевого клиренса, причем изгиб трубы сформирован таким образом, что к нему не липнет никакая грязь. Даже сырая глина стекает, не забиваясь в промежуток. Пока что я  предпочитаю не пробовать сократить колесную базу, ведь через специфическую геометрию Stache просто не может не отрывать переднее колесо во время движения. Дисбаланс веса сногсшибательный, а изворотливости велосипеда мне и так хватает. Сидя прямо над задней втулкой, ты хорошо чувствуешь нехватку сцепления переднего колеса. Велосипед становится на дыбы на любой передаче начиная с 30/36 и заканчивая где-то посередине 10-скоростной кассеты. Не обязательно даже дергать руль на себя, Stache делает это самостоятельно. Крутые точки преодолеваются исключительно в положении стоя, иначе перебрасывает обратно.

Trek Stache 5

В то же время, разгруженное переднее колесо имеет определенный запас для исправления ошибки, когда оно теряет сцепление на грязной каше. Велосипед ловится быстрым движением руля, ну а широченная трехдюймовая покрышка уже как-то справляется с влажной поверхностью. Или не справляется, выдергивая за собой весь велосипед из-под всадника. Если бы мне Minion DHF в таком дерьме…

Талая вода стекает по железобетонным плитам. Из разбитых блоков выглядывают  ростки пожелтевшего ковыля, а под ними лежит утрамбованный глинозем. Ручей тихонечко вьется косой между ростками и разносит глину по склону. Вот и я: становясь на дыбы, Stache направляется вверх. Заднее колесо срывается в пробуксовку: р-раз — стоишь на месте. Дв-ва — стоишь на месте. И это еще я с умеренной силой наступаю на педали. В конце концов, безостановочного движения вверх это не останавливает, но дает понять лимиты возможностей. Они, как оказывается, не так уж и далеко.

Trek Stache 5

За месяц я научился ездить на заднем колесе и понял, что надо делать, чтобы освоить мануал. Велосипед делает процесс изучения базовых технических элементов детской игрой и это еще я не пытался сократить колесную базу. Stache любит повороты и охотно ныряет в игольное ушко, предсказуемо ведет себя на спусках, благодаря наклону рулевой в 67,8° и длинном трейлу вилки. Такой геометрией Тед Елсоп достиг сразу двух преимуществ: ровер получил подвижный, вертлявый зад и стабильный перед. Win-win scenario. Stache придумано для фана и приносит он его цистернами.

Удивит ли тогда, что верхом на Stache нет занятия более скучного, чем грузовой дальнобойный туризм? Это как купить спорткар, чтобы ездить в пробках на скорости 12 километров в час.

Толстые покрышки, на самом деле, это — тема. Объем воздуха обеспечивает львиную долю комфорта на ходу. Корни? Какие корни? Брусчатка? Не видел. Все те мелочи, которых не может отработать амортизационная вилка, съедаются покрышками. Хотя с мнением, что с таким велосипедом смысл в подвесе теряется, я бы, пожалуй, поспорил. Если пытаться проехать несколько кругов подряд на время в режиме «на все деньги», рельеф поверхности рано или поздно намекнет райдеру, что он все еще сидит верхом на хардтейле. Или если хочется эндуро со всеми сопутствующими прыжками и финтифлюшками, прохождение грубых участков может даться не так легко. Но что я об этом знаю? Впервые в жизни прыгнул с трамплина.Trek Stache 5 амортизатор

Амортизатор Manitou Machete достойно выполняет свое дело, однако среди настроек есть только локаут и регулировка скорости отскока снизу правой штанины. Крутилка локаута имеет канавку для тросика выносной манетки, если вы захотите установить такую. Я локаутом не пользуюсь, поэтому мне безразлично. А вот сама крутилка могла бы работать более туго, ведь она имеет способности самостоятельно возвращаться в положение LOCKED от длительных вибраций. Я не большой фанат ковыряться с настройками, поэтому однажды выбрав себе пару дней на подбор комфортного давления, остановился на 5,5 атмосферах, что с моим весом 86,5 кг, достаточно плюшево. Больше к этому вопросу возвращаться не хочу. По крайней мере, к пробою амортизатора прыжки с трамплина не привели, а до настоящего экстрима моим скиллам еще далеко.

Механики говорят о бушингах вилок Manitou только в положительном ключе, что приятно. По утверждениям, к вопросу замены бушингов придется подойти минимум через 2 года активного катания. Понятно, что отношение должно быть серьезным: протирать ноги после каждой поездки и регулярно перебирать. Люблю простые надежные вещи. Надеюсь, что Machete не подведет.

Ось на вилке Manitou… впрочем, хороших слов не подберешь. Чтобы снять и закрепить обратно переднее колесо, надо пройти интенсивный курс молодого бойца у опытного механика. Подпружиненный замок на левом конце оси, зараза, все время находится в суперпозиции. Если вы не можете воткнуть флешку в порт USB с двух раз, вы понимаете, о чем речь. Ситуация осложняется тем, что вставив замок правильно, колесо все равно в дропаутах зафиксировано не будет: надо еще подстроить упор гайкой, как на обычном эксцентрике для открытых дропаутов. И вот ты уже чешешь репу: что сделал не так? Эта система имеет два уровня безопасности вместо одного, но зачем делать ее такой сложной, что без диплома физфака вилку не стоит и трогать? Также в Manitou не очень хорошо продуманная проводка гидролинии.

Видимо, слишком много негативного сказано в адрес Bontrager Chupacabra, причем настолько, что читателю захочется пройти мимо. Но на самом деле, Stache — это хороший велосипед. Это замечательный велосипед. Первый хардтейл в моей шосейной практике, который я захотел купить. Ни один горный велосипед до него не вызывал такого выброса эндорфинов во время катания. Этот противоречивый, иррациональный и фановый аппарат,  выглядит так же круто, как и едет. Как монстр-трак. В монстр-траках нет смысла. В то же время, их шоу собирает аншлаги. Пожалуй, это тот редкий случай, когда отдельно взятые аспекты не поддаются рациональному объяснению. Что-то необыкновенное собирает в нем все не благодаря, а вопреки. Он стремительно летящий вперед вопреки гигантским колесам, легко и весело меняет направление вопреки габаритам и массе без малого 13,5 кг, даже смог отобрать кусок у подвесов, господство которых поставило под угрозу само существование хардтейлов как таковых. Может теперь время для Trek задуматься над 120-мм подвесом на имя Stache EX?

Цены на велосипеды Stache в интернет-магазинах

Обзор Trek Stache 5: 2 комментария

  • 22.07.2018 в 23:23
    Permalink

    С такими покрышками хорошо удержишься на ямах и колдобинах грунтовых дорог. А с таким рулем я никогда не ездила. Почему он такой ровный?

    Ответ
  • 30.07.2018 в 18:18
    Permalink

    Соотношение цена/качество

    8.50

    Дизайн

    10.00

    Удобство

    9.00

    Надежность

    10.00

    Мне нравится его дизайн и общий вид. Хорошо, что присутствуют толстые покрышки. Это однозначный плюс! Только жаль, что не везде может заехать…

    Ответ

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru