Как проехать 200-500 км за день

Проехать 500 километров — это довольно просто. Главное знать основные правила «дальняков», не игнорировать здравый смысл и не брать дистанцию без подготовки.

Наверное у всех когда-то возникало желание проехать 100 км за день? А кто-то регулярно ездит 100+ и хочет попробовать проехать 250+ Вот и у меня когда так случилось. Здесь собрано пару советов для однодневных поездок протяженностью 150-500 км. Статья больше ориентирована на асфальтные поездки 200+ летом в сухую погоду.

Во время длительных путешествий вы можете вблизи рассмотреть целые регионы, области, наблюдать за изменением ландшафтов и почувствовать культурные особенности и различия разных регионов.

Долгие путешествия — это возможность посетить что-то отдаленное, где никогда не бывали, также это вызов самому себе. А смогу ли я одолеть 200,300,600 км за раз? А что я буду при этом чувствовать? Полу одурманеные состояния, «зомби режим», чувство потери ощущений, радость финиша и т.д. — это вещи, которые невозможно описать словами.

Во время длительных путешествий очень сильно всплывают все технические тонкости экипировки, посадки ровера. Вы можете не чувствовать немного жестковатый памперс на часовых гонках или нескольких часовых покатушках, за 20 часов вы будете проклинать его. Или легкое притирание ротора. А во время 300 километрового путешествия это вам накинет лишний час времени. И это касается абсолютно каждой детали, о чем и будет описано далее.велопокатушки

Итак куда ехать? …и зачем?)

Маршрут
Можно найти или придумать себе клевый маршрут с возвращением в точку выезда, прямой с ночевкой в финишной точке.

Лучше использовать известные маршруты, по которым хоть раз кто-то проезжал, чтобы избежать неприятных неожиданностей вплоть до отмены поездки или не планового роста времени путешествия, когда закончатся силы, еда, вода. Существует множество сайтов и источников, где можно скачать актуальные треки.

Если маршрут создете все же самостоятельно, то нужно выбрать: километраж, конечную и поворотные точки, определить оптимальный путь между точками с минимальным перепадом высот ради сохранения сил. Легче сделать крюк в 20-40км, чем набрать лишних 300-500 м в гору. К тому же, пару десятков километров — несущественная цифра на нескольких сотнях.

Для базового маршрута можно использовать маршрут от гугл мапс, указав отправную и конечную точку. Но потом стоит его проверить по всей длине на перепад высот и качество дорог. Качество и покрытие дорог является не менее существенным показателем, чем перепады высот. От этого средняя скорость может отличаться на +-10 км/ч.

 

Когда ехать?

Простой расчет. Берем среднюю скорость, можно и общую среднюю (скорость с учетом остановок и привалов) на подобных участках. Как правило это в районе 20-27 км/ч знаю и таких кто 500 проезжает со средней 30+ км/ч. Делим запланированное расстояние на среднюю скорость, получаем время путешествия. Например, хотим преодолеть 200 км, средняя 25, следовательно имеем 8 ходовых часов. Здесь 2 часа смело можно набросать за счет привалов и без учета форс-мажоров (ветер, технические проблемы, усталость и т.д.). Следовательно, такая поездка спокойно помещается в световой день, и выезд можно сделать не сразу на рассвете, а где-то в 6-7 часов.

Длительные путешествия удобнее делать летом за счет длинного светового дня и удобных погодных условий. В нашей широте световой день длится до 16,5 часов в июле, и до 15,5 часов в августе. Если выезжать до рассвета (в 3-4 утра), можно преодолевать в районе 300 км за световой день!

Выезд планируется заранее, но не стоит сильно привязываться к датам — лучше обратите внимание на прогноз погоды. А именно:

наличие и характер осадков
направление и силу ветра
температуру
В ливень преодолевать такие расстояния мало приятно и средняя скорость будет существенно меньше, при встречном ветре будет чрезмерная потеря сил и увеличение времени путешествия. По ветру можно проехать без напряга 100+ км со средней больше 30. Легкий дождик не влияет на путешествие, а наоборот освежит.

Также стоит учесть, что днем в 35-и градусную жару тоже не очень легко едется, а если самые жаркие часы (12-15) приходятся на рельефную местность, потеря скорости будет больше, чем в ту же самую жару по ровной. Утром и ночью 10-и градусные подъемы преодолеваются без проблем. Следовательно, можно просмотреть участки маршрута и подгадать выезд так, чтобы преодолеть их в комфортное время суток.

Еда

Когда мы уже нашли или составили маршрут путешествия, следует определиться с питанием в дороге. Обычно мы ездим на большие расстояния в 2-й (фитнес) и иногда 3-й (аэробной) пульсовой зоне. В 2-и езда происходит в основном за счет расщепление жиров, в 3-й за счет углеводов из крови. Для таких поездок нужна максимально компактная пища, богатая углеводами, с определенным содержанием белка, минимальным содержанием жира и, желательно, вообще без вредных или химических веществ.

Поскольку за такое путешествие будет выжжено от сотен до нескольких тысяч килокалорий, то вашему организму и особенно печени с поджелудочной придется все это переработать и отфильтровать вредные продукты расцепления (жиры, химия, примеси и т.д.). Также будет образована огромное количество продуктов распада в теле и мышцах, которая даст о себе знать под конец путешествия и на следующий день. Поэтому за сутки не стоит обжираться, употреблять тяжелую, жареную, вредную пищу, алкоголь и т.д.

Лучше обогатиться витаминами. Перед выездом можно съесть хорошую порцию мюсли со злаками, орехами, изюмом, курагой, отрубями. Имею собственный рецепт «Калапуця»: к мюсли добавить синтетических витаминов. Витамин С 1000Мг, аспаркам 2 таблетки. Очень хорошо съесть большую порцию макарон, но без перца, сливочного масла и красного мяса. Сложные углеводы, которые будут долго расщепляться и подпитывать энергией.

В дорогу хорошо взять 2-4 банана, и по дороге докупить еще столько же. С собой еще несколько граммов витамина С — в дорогу и на утро. Как антиоксидант и для поддержания иммунитета. Хорошо идет гематоген, но быстро приедается. Прекрасно идут батончики из мюсли,  но специализированные спортивные батончики лучше. На этом можно уверенно преодолевать около 200 км.

Докупить можно шоколадные батончики, но в них много химии. Хорошо идет ирис, правда, он достаточно жирный, лучше свежие хлебо-булочные изделия с маком, повидлом, но они объемные и с собой не возьмешь.

Молочко (йогурты, кефиры) может вызвать срачку и испортить всю поездку. Обязательно с собой иметь атоксил в виде порошка — гораздо эффективнее активированный уголь, быстро приводит в чувство после тошноты.еда велосипедиста

Вода

На такое путешествие может уйти значительное количество воды/жидкостей. Все 4-8 литров воды вы на себя не возьмете, да и лишних пару килограмм воды скорости вам не добавят, достаточно иметь 1,5-2,5 литровый объем воды в виде 2 фляг или гидратор и дорогой его пополнять. В этом вам любезно помогут в каждом дворе каждого села.

В воде растворить пару таблеток аспаркамы от обессоливания и ради поддержания сердца, вообще лучше аспаркам везти с собой, и употреблять по 2 таблетки раз в 6 часов. Можно лимонный сок как антиоксидант или немного меда в качестве энергии. Хорошо растворить гипотоник, но тут уже у каждого свой собственный рецепт.

Иногда можно приятно побаловать себя квасом. Но пользы от этого не много. Далее это все нужно компактно упаковать и чтобы было удобно доставать во время езды. Если все правильно упаковано, есть-пить, удобно не останавливаясь.

Ровер

Не стоит ехать в длительное однодневное путешествие на горном двохподвесном МТБ с покрышками 2,35  на спринтовом карбо-шоссере с гоночной посадкой и глубоким рулем.

Для дальних поездок оптимально выбрать что-то с колесами 28″, гоночный шосейник при всех достоинствах добьет неудобной посадкой и жесткостью. Хороший выбор — максимально мягкий шосейник с завышенной посадкой и покрышками 25-28мм.

Хороший вариант гравийный шосейник, велокросовый ровер (СХ), гибрид, спортивный туринг.

МТБ, заточен под асфальт, тоже хорошо подходит. В идеале со сликовими покрышками 1,5-1,75″ типа Maxxis Detonator или Sachwalbe Kojak с жесткой вилкой, узким рулем, рожками и с большими звездами (42-44) спереди.

Хоть он и будет проигрывать по аэродинамике (в основном из-за высокой вилки и широкого руля) и иногда может не хватать передач, однако будет более комфортным и не таким критичным к плохой дороге. Очень удобно ставить на найнер шосейные покрышки или даже шоссейные колеса, которые иногда влезают и в 26″ раму и вилку.

В таких поездках основной параметр — комфорт, тут чем мягче рама, грипсы (обмотка руля), чем больше положений для рук, удобнее насест — тем легче и приятнее будет путешествие.

Посадка должна быть идеально подогнана, чтобы туловище не было параллельно верхней трубе в вертикальном положении, иначе переутомляются руки и шея или перегрузится задница.

Наибольшую роль вероятно будут играть ширина и давление в покрышках. Покрышки должны быть с минимальным трением качения, на асфальт — только слики. Для 28″ колеса 23мм покрышка — плохой вариант, поскольку требует давления в 7,5-8 атмосфер и поэтому слишком жесткая, даже если сдуть до 4-5 атмосфер, то будет создавать большое трение, легко закусить камеру + плохой контроль поворотов. 25 мм значительно лучше, 28 тоже хорошо подходит. Можно и 32-35мм поставить, но то уже на плохую дорогу или на любителя. Давление надо точно подобрать под свой вес и поверхность, чтобы не трясло и при этом не возникало лишнее трение. Например для моих 72кг и 25мм покрышках это 5,9-6,4 атм, для 28мм — 5,2-5,9. Для 35мм — 4,5-5атм. У Schwalbe есть хороший график на эту тему.

Большим плюсом будет карбоновая рама и руль с подсиделом, которые будут гасить и поглощать вибрации. Маленькой хитростью здесь будет ослабление болта(ов) крепления  на пол-оборота. Если рейлы сиденья будут меньше сжаты, то смогут больше изгибаться — это даст до 5мм дополнительного движения сиденья, что увеличит комфорт и уменьшит трение между памперсом и попой. Но надо не перестараться, чтобы сиденье не «сползло» в неудобное положение. В идеале такое послабление делать на станке, когда видно движения деталей под нагрузкой.

Велосипед должен быть НАДЕЖНЫМ и вы должны быть уверены в нем на 110%, желательно провести полный технический осмотр перед поездкой. Если лопнет подшипник, трос, вылетит шприха за пару сотен км от конечной точки, розлюфтится педаль или шатун — будет мало приятного. Поэтому в идеале полностью перебрать трансмиссию, проверить затяжку ВСЕХ болтов и узлов, состояние тросов и рубашек, залезть в каретку, перебрать втулки колес. Вымыть и заново смазать цепь звезды, кассету. Убедиться в отсутствии трения во втулках, каретке, роликах заднего переключателя, притирки роторов или цепи до переключателей.

Все мелкие трения значительно скажутся на расходе сил, средней скорости и времени поездки, поскольку будут действовать не 2-3 а десятки часов. К примеру мой велокросс, заточенный под асфальтные поездки после 400 километрового путешествия. Подробнее о туристическом велосипеде.

Упаковка вещей

Вещи, закрепленные на велосипеде, значительно меньше мешают езде, чем те, что закреплены на себе. Лучше иметь несколько мелких сумок, чем здоровенный полу-пустой баул, который сам по себе тяжелый, и багажник под него. Большие вещи, такие как камеры, насос, можно вообще примотать к раме изолентой или скотчем.

Не стоит забывать про аэродинамику ровера! Кому-то покажется смешным, но чем больше ваша лобовая площадь, тем больше усилия на вас окажет не только набегающий поток, но и ветер, именно поэтому Майкл Холл, проехал кругосветное путешествие на велосипеде за 3 месяца, ехал с лежаком. Вообще у него все очень правильно просчитано и упаковано.

Удобный вариант — треугольные сумки в раме, даже на площадь всего треугольника. Нарамна сумка возле рулевого стакана для еды, смартфона, батарей. Внушительная подсидельная сумка, лучше банановидная на 2-5л. Если рюкзак, то только гидратор на 2-3 литра, не больше!

Мне хватало маленькой сумки в раме до 1л и 2л гидратора, поскольку не имел креплений под фляги.

Вещи

1. GPS-навигатор/смартфон, с павербанком или запасными аккумуляторами. Использую Garmin EDGE 705 с аккумулятором 1250 ма/ч, которого хватает на 8 часов.

2. Павербанк на 5000 мач — этого хватит на 40 часов непрерывной работы.

3. Заряженный телефон с деньгами на счету.

4. Деньги на проезд  в начальную или конечную точку маршрута.

5. Фонарь, который крепится на руль в зажим и 1 запасной аккумулятор к нему.

6. Несколько мигалок на подсидел, шлем.

7. Инструмент: 6-гранники в наборе, 6-гранник на 8, выжимка, насос, монтажные лопатки, ключ для спиц, складной нож, «звезда шерифа» для роторов при необходимости.

8. Запчасти: 2 камеры, 1 кевларовая покрышка на случай прокола, 2 новых тросика тормозных, 2 новых троса переключателей. Когда рвутся — вся поездка испортится, весят мало, места не занимают, можно 1-2 запасные спицы приклеить изолентой к трубе рамы Хорошо иметь 3-8 грамм жидкого масла, за путешествие может закончиться.

9. 2 фляги 0,7-1,5 л на раме или гидропак 2-3 литра в специальном компактном рюкзаке.

10. Бинт, пластырь, вазелин (так, для задницы). Пластырем можно заклеить места, где натирает — руки, нос, и т.д.

Одежда

Максимально удобная, качественная и обтекаемая велоформа. Поскольку в ней вы проведете длительное время, и любая небольшая неловкость может превратиться в проблему. Советую комбинезон на голое тело, он не давит в поясе, не натирает лямками, менее паркий, обтекаемый, удобно сидит, часто вообще не ощущается на теле.

Поскольку выезд с самого утра, даже летом температура может отличаться на 10-15 градусов. И даже если вы устойчивы к холоду, то не на ваши колени, которые и без того получат значительную нагрузку. Поэтому лучший выход из ситуации — рукава и ноговицы, легкие, не занимают места, и быстро превращают вашу одежду в закрытую. К тому же, рукава днем защитят руки от солнечных ожогов. Если они теплые с флисом — это вам не помешает летом.

Памперс — пожалуй самая главная часть одежды в таких поездках. Поэтому он должен быть рельефным, с зонами, идеально вам подходить, и должно быть обкатанным на меньших дистанциях, чем запланирована. Но это очень индивидуально. Кто-то после 100 км не сможет сесть, а кто-то 400+ ездит без последствий и вазелина. После 150-и км можно смело мазать его вазелином в местах соприкосновения. Лучше он будет мокрым от него, чем от вашей крови. Все равно потом стирать. Если у вас есть что-то между попой и памперсом (особенно у девушек) — это Плохая идея, задница будет растертая в кровь.

Перчатки должны быть обязательно с подушками, в идеале гелевыми, но даже дешевые китайские с паралоновыми подушками будут значительно лучше дорогих тонких. В конце поездки вы все равно скорее всего будете держаться кончиками пальцев за руль, потому что так ехали всю дорогу и продолжаете, потому что ладони отбиты и вы просто не можете взяться за руль. Здесь также важно какие грипсы (обмотка руля), ширина покрышек и давление в камерах.

В темное время суток или в пасмурную погоду обязательно иметь желтый жилет! Желательно не очень широкий, чтобы плотно сидел в форме. Так он обтекаемей и это дополнительный слой утепления ночью.

Очки надо иметь с темными и светлыми (прозрачными) стеклами. Если брать просто темные, то вечером, если не спрятать надежно в сумку их легко потерять, а езда всю ночь без очков приведет к воспалению роговиц глаз. Не очень приятно когда глаза красные и чешуться. Под очки на нос наклеить пластырь, тогда они не будут сползать и не будут натирать переносицу.

Достаточно удобным в таких поездках является зеркало заднего вида, за 10-20 часов путешествия это вас избавит нескольких сотен оглядываний.

 

Статья написана из моего собственного опыта, уверен некоторые пункты будут полезны. Понятно что опытные роверисти имеют свой опыт относительно определенных вопросов, особенно в пункте питания.

Хороших всем путешествий!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru