Готовим велосипед к сезону

Наша команда ездит на велосипеде круглый год – для нас нет слова «не сезон».
Даже при круглогодичной эксплуатации велосипеда, необходимо проводить регулярно регламентные работы.
День становится длиннее, солнца больше и впору задуматься о техническом состоянии своего двухколесного друга.Готовим велосипед к сезону

Что надо сделать

  • Особое внимание нужно уделить колёсам и шинам, при осмотре обратите внимание на наличие трещин, они могут появиться, если велосипед перезимовал в холодном помещении и шины были не накачаны.
  • Внимательно осмотрите тросики тормозов и переключателей, тросики, которые плохо перемещаются в рубашках или вообще не перемещаются, необходимо заменить.
    Не пытайтесь привести их в рабочее состояние – это пустая трата времени – безопасность важнее!
  • При осмотре амортизаторов, убедитесь в их герметичности, осмотрите штоки и манжеты уплотнения. Рабочий амортизатор должен работать плавно в полном диапазоне, если заметите, что ход амортизатора сократился, нужен ремонт в мастерской, возможно масло из рабочей зоны перетекло и заклинило ход поршня.
    Для эластомерных и пружинных амортизаторов важно, чтобы штоки свободно ходили в рабочей зоне и не было скрипов и подклинивания.После осмотра велосипеда необходимо очистить загрязненные детали, удалить засохшую и окисленную смазку, после чего приступить к регулировочным и смазочным работам.
    Особое внимание следует обратить на состояние цепи. Все звенья цепи при сгибании должны легко вращаться относительно осей. После «зимней спячки», цепь нужно хорошенько очистить (я использую для этого зубную щетку), промыть и смазать свежей смазкой.После всех работ нужно провести пробные поездки недалеко от дома, для выявления недостатков в работе систем велосипеда.Для закрепления материала  привожу технологическо-регламентную карту работ по сезонному обслуживанию велосипеда.
    Работы перечислены, в порядке, который позволит выполнить полный объем работ по обслуживанию велосипеда.

Снимаем с колес резину и смотрим на поведение обода при вращении:

а) не должно быть биений, вертикальных (яйцо-эллипс) и поперечных – типа «восьмерка»,
б.) оцениваем состояние тормозных дорожек, не должно быть глубоких борозд-выработок от тормозных колодок (в случае ободных тормозов) трещин и повреждений.
К чему приведет износ или трещины ободьев?
Есть вероятность, что велосипедное колесо с изношенным ободом, не выдержит нагрузок, и может сложиться, как зонт под ветром, со всеми вытекающими последствиями…
в) проверяем состояние эксцентриковых стяжек колеса – целостность резьбы и работу рычага.
г) при монтаже шин, обратите внимание на состояние камеры, собрав колесо, убедитесь, что вентиль камеры расположен перпендикулярно ободу и не имеет перекосов, после этого нужно накачать колесо до нужного давления. (диапазон давления в шинах указан на боковине шины)

Проверяем тормозную систему велосипеда:

а) определяем ход рукоятки тормозов (для каждого вида тормоза определен ход, обычно он составляет от 3 до 10 мм ),
б) проверяем целостность рубашки/гидролинии, состояние тросика и мягкость работы тормозной машинки (механические и гидравлические дисковые тормоза) – после отпускания ручки – машинка должна без подклинивания отпускать колодки.
Оцениванием износ тормозных колодок (для всех типов тормозов), если колодки изношены – обязательно меняем их на новые – здоровье гораздо дороже пары колодок

Проверяем точность работы переключателей скоростей:

а) работа должна быть легкой, без подклинивания, не должно быть явных люфтов поперечного направления, пружины в переключателях должны быть упругими, ролики заднего переключателя не должны быть стертыми!
б) внимательно осматриваем рубашки и тросики – «закисший» (плохо перемещающийся тросик внутри рубашки) приведет к неправильной работе переключателей, негодные тросики и рубашки нужно заменить.

Осматриваем и проверяем систему, шатуны и педали.

а) проверяем каретку на наличие осевых и радиальных люфтов,
б) проверяем затяжку крепления каретки, шатунов, педалей,
в) осматриваем и проверяем работоспособность механизмов контактных педалей,

Проверяем состояние подшипников рулевой колонки.

а) устанавливаем и удерживаем переднее колесо поперек велосипеда, зажимаем передний тормоз и раскачиваем велосипед вдоль рамы.
Для определения люфта в подшипниках рулевой колонки, просто положите руку на чашки подшипников.
Наличие перемещений указывает на люфт в подшипниках. Перед затяжкой подшипников, рекомендую разобрать рулевую колонку, промыть и смазать верхний и нижний подшипники.
Руль велосипеда должен вращаться легко, без заеданий, затяжку якоря нужно контролировать легкостью вращения руля.

Протяжка резьбовых соединений.

а) штатным набором шестигранников и отверток проверяем затяжку всех резьбовых соединений,
б) особое внимание обращает на нагруженные узлы и детали (руль, вынос руля, рычаги управления, рога, переключатели, шатуны, подседельный штырь, седло, крепление суппортов тормозных машинок, крепление тормозных дисков.

Смазка.

а) основные смазочные работы на велосипеде, в период его эксплуатации, сводятся к работам по смазке цепи и «суставчиков» переднего и заднего переключателя.
Наносится такая смазка на очищенные детали медицинским шприцом.
Цепь смазывается каплями жидкой смазки для цепи – по одной небольшой капле на каждое звено в месте соединения с обеих сторон. После смазки всех звеньев, цепь насухо протирается чистой тряпочкой.
Этой же смазкой смазываются все оси и цапфы «суставчиков» и колесики переключателей, после смазки, излишки также удаляются чистой сухой тряпочкой.
Такую смазку нужно проводить регулярно после пробега 150-200 км. или после каждой поездки в условиях грязи, дождя и пыли.
б) смазка закрытых элементов производится при сезонном обслуживании. Такая смазка проводится только при разборке узлов велосипеда. Обычно эти работы проводятся для замены окисленной и загустевшей смазки.
Детали узлов промываются, а затем смазываются консистентной смазкой, типа Литол-24С.
К таким узлам относятся подшипники колес, каретки, рулевые колонки, подшипники педалей.
Количество смазки не должно быть лишним, излишки смазки вытекут наружу и места выхода смазки станут «магнитами» для сбора пыли и абразивных частиц.

Вы закончили работы по подготовке велосипеда!
Попробуйте накачать колеса и проехаться возле дома. Проверьте переключение передач, послушайте: работают ли все механизмы тихо и плавно
Работы по техническому уходу, заметно удлинят срок службы велосипедных компонентов.
Во время регламентных работ происходит дефектовка деталей и узлов, подлежащих замене.
Если вы сомневаетесь в собственной компетенции, следует обратиться к специалистам сервисных мастерских.

Лучший результат, все же дает самостоятельный технический уход за велосипедом в компании с друзей, которые имеют опыт таких работ.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru