При покупке велосипеда начинающими велолюбителями, мало кто задумывается о переключателе скоростей (передач). Казалось бы всего лишь один из велосипедных механизмов, но на самом деле от переключателя скоростей зависит и плавность, и четкость и даже звуки передач. Чем лучше работает переключатель скоростей, тем приятнее и легче кататься на велосипеде.
Зачем нужен велосипедный переключатель скоростей?
Поездка на велосипеде, это не только ровная дорога, но частенько и подъемы в гору. Односкоростной велосипед потребует увеличения давления на педали, чтоб продолжить поездку. На велосипеде с переключением передач появляется возможность не увеличивая силу нажима на педаль, продолжать ехать. Скорость при этом падает, но частота вращения педалей остается прежней. Это позволяет ездить всегда в удобном для велосипедиста режиме, что позволяет не переутомляясь проехать гораздо большие расстояния.
Цены на велосипедные переключатели скоростей в разных веломагазинах представлены ниже
Как происходит переключение передач
Для тех, кто не знаком с устройством велосипеда и названиями деталей рекомендуется посмотреть статью о том как выбрать велосипед
Передачи на современных велосипедах переключаются рычажками находящимися на руле (манетки). Обычно левый отвечает за переключение на передней звездочке, а правый на задней. Процесс заключается в перебрасывании цепи с одной звездочки на другую, что приводит к различным передаточным числам. Чем меньшая звездочка задействована на передней шестеренке, и большая звездочка на задней, тем легче крутить педали и ниже скорость. Поэтому звезды находятся в обратном порядке, там, где впереди большая звезда, на задней кассете находится маленькая (максимальная скорость). Если же задействована самая маленькая передняя звезда и самая большая задняя то происходит увеличение тяги в ущерб скорости. Такое расположение звезд обусловлено свойствами цепи- чем меньше перекос тем дольше служит и при смене звездочек с одной стороны на меньшую с другой на большую не происходит сильного провисания.
Самые распространенные варианты — это 3 звезды впереди и 6-8 на задней кассете.
Какие переключатели скоростей бывают
Переключатели скоростей бывают двух видов: те что находятся в задней втулке (планетарная втулка) и внешний.
У каждого есть свои преимущества и недостатки.
Планетарная втулка в силу своей конструкции практически не подвержена внешним факторам (грязь, вода), что позволяет ей служить годами. Легко переключается даже когда велосипед стоит на месте. Из недостатков можно выделить больший вес и затруднительный ремонт в случае поломки (устройство довольно сложное и где нибудь в лесу отремонтировать практически нереально). Устанавливаются на велосипеды городского типа. Количество передач от 3 до 7.
Внешний переключатель скоростей это и передний и задний переключатель вместе. Их совместное использование дает возможность подобрать наилучший вариант передачи. Достоинства таких переключателей — малый вес, низкая стоимость, легкость в ремонте, большое количество передач. К недостаткам можно отнести работу в неблагоприятных условиях (грязь, воздействие внешних факторов), возможность поломки при падении (особенно задний переключатель), необходимость регулировки (после замены тросиков или в результате их растяжения), переключение передач происходит только при вращении педалей.
Рекомендуемые комбинации задействованных звезд
Как видно на рисунке использовать комбинации звезд следует исходя из их расположения. Крайние правые всегда работают вместе, как и крайние левые. Когда включена вторая скорость на передних звездах( средняя звезда), то и использовать надо средние звездочки на задней кассете. Для более легкого запоминания используете следующий метод. Разделите заднюю кассету на три равных количества звезд и первое число относится к первой передней передаче (1 передняя звезда от рамы), второе к средней звезде, а остальное уже к самой большой передней.
Чтоб велосипедный переключатель скоростей прослужил как можно дольше, соблюдайте следующие правила:
- переключайтесь только когда крутите педали
- Перед остановкой понизьте передачи (легче будет начать движение)
- Понижайте передачи перед подъемом в гору
- В случае, если после перключения слышен шум цепи, значит переключение произошло не полностью, либо дожмите рычажок, либо верните в прежнее положение и еще раз переключитесь.