Правила дорожного движения требуют, чтобы велосипед ночью, был оборудован фарой белого цвета впереди и фарой красного цвета или красным отражателем сзади. Никогда не ездите ночью без фары и яркого красного отражателя.
Большинство велосипедов продается с маленькими «игрушечными» отражателями, они не годятся для безопасной вечерней езды на велосипеде.
Степень риска попасть в ДТП ночью гораздо выше, чем во время дневного света. Большинство аварий, вовлекающих велосипедистов, не использующих надлежащее оборудованием для ночных поездок, может быть легко предотвращено.
Световое оборудование делает велосипедистов видимыми другим участникам дорожного движения и может сделать езду на велосипеде ночью намного более безопасной. Надлежащее освещение велосипеда важно по двум причинам:
1. Это делает Вас видимыми и предсказуемыми д ругим участникам дорожного движения.
2. Это может помочь Вам видеть достаточно хорошо дорожное покрытие.
Быть видимым и предсказуемым.
Часто ночные поездки совершаются в городской черте. Из-за того, что дорога освещена уличными фонарями достаточно хорошо, многие велосипедисты пренебрегают велофарами.
Это может быть очень опасно, потому что без фары другие водители часто не видят велосипедиста, даже под светом уличных фонарей. Отражатели на спицах могут обеспечить хорошую видимость, но только когда автомобилист видит велосипед сбоку.
Лучи фар транспортных средств на пересекающихся путях с велосипедистами часто попадают на отражатели велосипеда слишком поздно, чтобы избежать столкновения.
Иллюстрация 1 ниже показывает положения двух транспортных средств, которые встретили велосипедиста на перекрестке. Ни в том, ни в другом случае фары транспортных средств не отразятся на отражателях велосипеда. Только активные фары могут сделать велосипедиста достаточно видимым в этих ситуациях.
Иллюстрации 2 и 3 ниже показывают различие в видимости велосипедиста с передней фарой и без фары.
![]() |
Иллюстрация 1: Фары транспортного средства часто не освещают отражатели велосипедиста, создавая опасность на перекрестках. В указанных на рисунке местоположениях, велосипедная фара намного более заметна, чем простые отражатели. |
![]() |
Иллюстрация 2: Приближающийся велосипедист под уличным фонарем, без переднего света. |
![]() |
Иллюстрация 3: Велосипедист, приближающийся в том же самом положении как на иллюстрации 2, на сей раз с фарой на велосипеде, плюс лампа шлема. |
Какими должны быть фары велосипеда
Передние фары велосипеда должны быть белого (или почти белого) цвета.
Большинство транспортных средств, включая самолеты и лодки, подчиняются соглашению о цветовых сигналах, что указывает на ориентацию или направление движения. Для дорожных транспортных средств красный свет обозначает заднюю часть транспортного средства, желтые огни по бокам, и белые впереди.
Например, белые огни заднего хода автомашины ясно дают понять о намерениях автомобилиста. Для велосипедистов важно выполнить это соглашение, чтобы помогать другим участникам движения предсказывать свои действия.
Например, использование красной лампы, установленной спереди велосипеда, вероятно, заставит водителей противоположного направления недооценивать скорость между транспортными средствами, потому что они будут ожидать, что объект с фонарями красного освещения либо неподвижен, либо движется в попутном им направлении.
Красный фонарь сзади или отражатель делают велосипед видимым.
Важно сделать этот отражатель или лампу достаточно большими и достаточно яркими, чтобы автомобилисты замечали его на большом расстоянии, и успевали замедлить при необходимости движение, даже если они едут на высоких скоростях.
Сегодня в продаже имеется множество моделей, использующих красные светодиоды. Эти лампы видимы на больших расстояниях и более широких углах, чем большинство отражателей.
Другие опасности.
Надо помнить, что автомашины не единственная опасность ночью. Вы можете встретить на своем пути домашних животных, неосвещенных пешеходов одетых в темную одежду или велосипедистов пренебрегших советами данной статьи. Будьте осторожны и дайте им более широкий простор при обгоне, чем сделали бы днем.
Также помните, что более сложно в темноте увидеть выбоины и прочие препятствия на дороге. Кроме того, влажное дорожное покрытие не отражают так много света как сухая дорога, что делает огни фар менее эффективными.
Опасность от автомобилей
В среднем, процент автолюбителей, ослабленных усталостью ночью больше, чем днем. Пьяные, сонливые, и просто невнимательные водители — самая большая угроза законопослушным велосипедистам в любое время дня и ночи.
К счастью, обычно количество автомобилей на дорогах ночью уменьшается. По мнению многих опытных велосипедистов, катающихся в темное время суток, и которые используют надлежащее освещение, обгоняющие автомобили обычно дают больший запас при обгоне велосипеда.
Восходящее солнце
Еще одна ситуация, которую необходимо учитывать. Во время заката или восхода солнца, световое оборудование малоэффективно. Водители автомобилей могут быть ослеплены низко расположенным солнцем, при определенных условиях они, по сути, видят лишь контуры автомашин и могут не сразу заметить велосипедиста.
Об этом необходимо знать и по возможности оставлять автовладельцам достаточный простор для маневра.
Выбор оборудования
Чтобы определиться с выбором фары, надо понимать, что это зависит от того, где и с какой скоростью Вы обычно ездите. Велосипедист, едущий на высокой скорости по темному сельскому проулку, нуждается в мощном, относительно узком пучке света, чтобы видеть дорожное покрытие и препятствия достаточно далеко впереди.
Велосипедист на горном велосипеде, едущий по неизвестному ландшафту, в условиях бездорожья, нуждается в широком, ярком луче, чтобы вовремя найти подходящие пути для объезда возникших препятствий. В отличие от этого, городскому велосипедисту, едущему по освещенной улице, может потребоваться только фонарь, достаточный для освещения случайных темных мест.
Чем быстрее Вы едете, тем более «дальнобойным» должен быть луч фары. На полностью темных дорогах наши глаза приспосабливаются к темноте и позволяют нам видеть достаточно хорошо с фарой низкой мощности. Однако, уличные фонари и фары автомобилей могут свести этот эффект к минимуму или даже временно ослепить. Это делает езду на велосипеде достаточно опасной на неосвещенных сельских дорогах или частично освещенных городских улицах с фарами низкой мощности.
Передние фары
Множество Фар для велосипеда доступно в продаже в зависимости от предпочтений пользователя, мощности, стиля установки и стоимости.
Фонари, устанавливаемые на шлем освещают то место, куда вы посмотрите. Фонарь, устанавливаемый на велосипед, освещает то место, куда он едет. Для максимальной эффективности Вы можете использовать оба варианта. Помните, что также хорошо иметь резервный источник света и запасные батарейки (и инструменты, чтобы заменить их).
Фонари низкой ценовой категории подходят для чрезвычайных ситуаций, они помогут вам доехать до дому во время коротких поездок в условиях городского освещения и хороши как резервный источник света, но у большинства нет достаточной мощности для освещения дороги при движении на высокой скорости.
![]() |
![]() |
Иллюстрация 4: Светодиодные фары, питаемые пальчиковыми батарейками типа AA. CatEye HL-EL 200 (слева) и HL-EL 500 (справа) обеспечивают 110 кандел(приблизительно равно мощности одной лампы накаливания100Вт) в течение 100 часов и 1000 кандел в течение 30 часов, соответственно. |
Системы освещения с перезаряжающимися аккумуляторами обеспечивают самую высокую светоотдачу, делая их особенно популярными у велосипедистов. У некоторых моделей есть возможность управления мощностью светового потока.
![]() |
![]() |
Иллюстрация 5: Системы на аккумуляторах варьируются от простых, 12-ватных, например, CygoLite Night Rover (слева) до сложных 15-ватных систем, например, Nite Rider (справа). В обоих случаях используются аккумуляторные батареи NiMH. |
Цены на фары в веломагазинах
Генераторы
Для тех, кто не хочет заботиться о своевременной зарядке аккумуляторов или покупке батареек, есть идеальный выбор — генераторы.
Генераторы могут быть встроены в переднюю втулку или установлены на передней вилке. Генераторы ранних поколений не обеспечивали освещения при остановке велосипеда. Они давали очень слабый свет, если велосипед двигался с малой скоростью или же могли сжечь лампу на высоких скоростях.
Некоторые современные модели генераторов имеют «умную» электронику, регулирующую генерируемую энергию таким образом, чтобы лампа была ярка даже на медленных скоростях, и сохранять лампу от выгорания на высоких скоростях.
Некоторые даже объединены со специальным аккумулятором, чтобы обеспечить освещение когда велосипед остановлен.
![]() |
Иллюстрация 6: Shimano DH-3N70 |
Различные стробоскопы или маяки-мигалки могут также сделать велосипедиста более видимым и заметным в темноте. Однако они не должны использоваться вместо нормальной фары.
Задние отражатели
В некоторых, идеальных условиях, отражатели могут быть столь же эффективными как фары, но такие условия не всегда возможно соблюсти, поскольку и велосипед и источник света перемещаются относительно друг друга. Обычно отражатель наиболее интенсивно рассеивает свет вдоль линии, по которой свет упал на него.
Это означает, что глаз наблюдателя должен быть очень близко к источнику света. А если фары автомобиля выключены или неисправны велосипед будет вообще невидим водителю. Большинство велосипедов продается с недостаточно большими отражателями, чтобы обеспечить адекватную видимость в реальных дорожных условиях.
![]() |
Иллюстрация7: Типичный отражатель, производится красного и янтарного цветов. |
Помните, янтарный отражатель в 2.5 раза более ярок, как красный, при тех же условиях освещения. Согласно правилам движения, красный отражатель необходим, но добавляя к нему янтарный отражатель, вы в несколько раз повысите свою безопасность в ночных поездках.
Эффективность отражателей зависит от местоположения и ориентации. Отражатели на раме должны быть установлены как можно ниже и перпендикулярно плоскости велосипеда. Задний отражатель подвержен загрязнению, не забывайте чистить его.
Задние фонари
Недорогие задние фонари, обычно используют красные светодиоды с низким энергопотреблением. Они достаточно ярки и у них довольно широкий угол рассеивания.
Эти фонари способны работать на паре батареек очень долго, однако к концу службы батареек они начинают гореть тускло. Важно не пропустить этот момент, и проверять горение фонаря перед каждой поездкой, особенно при холодной погоде. Также надо регулярно осматривать корпус фонаря, так как от вибрации он может треснуть или настолько повредиться, что фара перестанет работать.
Цены на задние велосипедные фонари
Одежда с рефлексивными элементами
Такая одежда являются существенным дополнением для того, чтобы сделать велосипедиста заметным в темноте. Рефлексивные элементы на одежде помогают приближающимся водителям более легко и точно оценить Ваш размер и расстояние, чем, если бы на велосипеде были только лампа или отражатель.
Рефлексивные элементы на обуви или отражатели на педалях при езде перемещаются и привлекают внимание. Рефлексивный материал на рукавах или перчатках также помогает Вам передать ручные сигналы ночью. Помните, что одежда с рефлексивными элементами добавляет безопасности, но никогда не заменит, хорошие огни и качественные отражатели.