Ни для кого не является секретом, что колеса на велосипеде играют чуть ли не главную роль. Именно колеса принимают на себя значительную нагрузку при эксплуатации велосипеда. Колеса обязаны держать не только вес велосипедиста, но и справляться с последствиями ударов на неровной поверхности. Кроме всего прочего, они должны иметь достаточный запас прочности, имея небольшой вес.
Уход за колесом велосипеда
Колесная пара, как и все элементы велосипеда, нуждается в тщательном уходе, то есть ремонте и профилактике. Чтобы избегать внезапных поломок или ухудшения скоростных характеристик велосипеда, стоит проводить следующий комплекс работ:
- своевременная смазка подшипников как передней, так и задней втулок;
- проверка степени натяжения спиц;
- проверка уровня давления в шинах;
- проверка геометрической формы обода (на наличие «восьмерки»).
Если все данные процедуры будут проводиться Вами хотя бы раз в две недели при частой эксплуатации велосипеда, качественная работа колесной пары гарантирована.
Основные элементы колеса
Основные элементы колеса – камера, обод, покрышка, втулка, спицы. Главная рабочая характеристика велосипедного колеса – диаметр обода. Чем больше диаметр обода, тем большую скорость способен развивать велосипед и тем лучше его проходимость по местности. С другой стороны, чем меньше диаметр обода, тем компактнее конструкция велосипеда. В настоящее время можно встретить велосипеды с различным диаметром обода на все случаи жизни.
На данный момент во всем мире принята стандартная система измерения диаметра колеса ETRTO. То есть, это величина посадочного диаметра в месте соприкосновения покрышки с ободом. За единицу измерения принято принимать миллиметры или дюймы. Однако чаше используют дюймы. Колеса наименьшего диаметра равны 20 дюймам, наибольшего – 28 дюймам. Это, как правило, шоссейные скоростные велосипеды. Шоссейные велосипеды, имея наибольший диаметр колеса, намного быстрее разгоняются и способны удерживать большую скорость. Зато на велосипеде с малым диаметром колеса можно совершать акробатические трюки и необычные маневры.
Чтобы ближе познакомиться с конструкцией колеса, рассмотрим немного подробнее его составляющие:
- Шина является неизменным элементом велосипедного колеса. Она частично предохраняет обод от повреждения и способна гасить ударную нагрузку. Также протектор на поверхности покрышек шин способен обеспечить достаточно хорошее сцепление колеса с дорогой в каждой точке соприкосновения. Обычно шина состоит из покрышки и камеры. Однако можно встретить шины бескамерные, которые состоят только из покрышки. Важно знать, что не только посадочный диаметр является важным показателем для шин. Также важна ширина. В настоящее время наименьшая встречающаяся ширина у шоссейного велосипеда – не более двух сантиметров, а наименьшая встречающаяся ширина – больше шести сантиметров. На велосипедах с наименьшей шириной шины лучшая способность развивать максимальную скорость, зато у велосипедов с большим диаметром шин проявляется лучшая маневренность и устойчивость.
Также встречаются «велотрубки» — это шины, которые объединяют в себе элементы и покрышки, и камеры. «Велотрубки» можно встретить на спортивных велосипедах.
- Обод является наружной частью колеса. С внешней стороны его защищает шина, а своей внутренней частью соединяется с втулкой велосипедными спицами. Чтобы изготовить обод применяют особые виды стали, сплавы алюминия, а также композитные материалы. Самое главное требование, предъявляемое к ободу – максимально возможная прочность и минимально возможный вес. Кстати, обод также является неотъемлемой частью такого важного элемента как тормозная система.
Чтобы обод получил дополнительную прочность, его поверхность насыщают другими веществами гальваническим способом — анодированием. В таком случае, если обод алюминиевый, то после анодирования его цвет станет черным. При анодировании стоимость обода увеличивается на 10-20 процентов.
Что касается конструкции обода, то на большинстве велосипедов стоят коробчатые обода. Такие обода имеют высокие стенки и углубление, в котором размещается шина. В случае, если шина хорошо накачана, она упирается в стенки обода и хорошо держится в нем. В шоссейных велосипедах используются другой тип обода. Там шина наклеивается прямо на обод через спец. материал.
Обода еще подразделяют на одностенные и двустенные.
- Одностенный обод является самой простой версией и его ставят на дешевые велосипеды.
- Двустенные обод имеет меньший вес и большую прочность. Внешне они отличаются тем, что у них есть специальная горизонтальная перемычка. Она влияет на прочность и жесткость обода. Двустенные обода встречаются на более дорогих велосипедах. Но оно того стоит. С такими ободами не страшно совершать высокие прыжки, или ехать по гористой местности.
В настоящее время появился еще один тип обода – трехстенный. Он имеет уже две специальные горизонтальные перемычки. Такой обод имеет большую прочность, практически застрахован от «восьмерок».
- Спицы применяются для соединения обода с втулкой. Чаще всего спицы изготавливают из стали, титана или алюминиевых сплавов. В настоящее время выделяют несколько видов спиц, которые имеют отличие в геометрии поперечного сечения. Раньше на колесах большинства велосипедов было 36 спиц. Сейчас же количество спиц сократилось до 32, так как сами спицы стали изготавливать из более прочного материала. Иногда спицы вообще отсутствуют в конструкциях колеса- дисковые колеса, или их количество сведено к минимуму.
- Втулка состоит из оси и пары подшипников. Втулка соединена с ободом при помощи спиц. С помощью оси все колесо прикрепляется к раме. Что касается передней втулки, то она не имеет дополнительных узлов. А вот конструкция задней втулки может быть усложнена добавлением тормозного барабана или частью системы переключения передач. Кроме того, задняя втулка обязательно имеет узел крепления зубчатой передачи, ведомой звездочки.
Ну вот, мы разобрали строение колеса и познакомились с его составными частями. Зная, с чем мы имеем дело, нам теперь легче предотвращать ненужные неприятности.