Советы, которые помогут вам получить правильное позиционирование креплений.
Нет ничего важнее ваших ног во время езды на велосипеде.
Звучит как громкое заявление? Когда вы делаете сотни тысяч педальных оборотов, как выполняются эти движения? Конечно вашими ногами.
Можно уверенно сказать, что шипы могут влиять как положительно так и отрицательно на следующее:
ноги;
лодыжки;
колени;
бедра;
Педальная динамика.
Во время вращения контактных педалей ваши ноги, не смотря на фиксированное положение, двигаются в трех плоскостях. Кроме этого, надо учитывать компенсацию движения колена.
Коленный сустав состоит из четырех костей:
бедренной кости;
голени;
малостегновой кости;
коленного сустава;
Это все соединено тканями, хрящами, минисками, флюидными мешками. Таким образом, движение коленного сустава довольно сложный процесс. Это не просто шарнир, скорее он задействован в хореографическом механизме скольжения, поворота, вращения и переноса.
Мы не будем в этой статье расписывать сложную динамику колена, важно знать, что это сложный процесс, и можно допустить много ошибок.
Три оси мощности.
Монтаж велосипедных шипов всегда осуществляется по трем осям: передняя/задняя , по бокам (поперечный) и угловой (фронтальный). Передняя и задняя ось — имеется в виду на сколько близко к пятке или носку размещена центральная линия шипов. Скольжение относится к движению обуви, когда оно в контакте с педалью (то есть присоединения к педали и отсоединения) и статическая ориентация, которая помогает выполнять эти действия. Последнее не менее важно — угловое размещение обуви и сравнение с осью педали (предотвращает появление кривоногости)
Перед или зад?
Носок и задник обуви устанавливаются несложно.
Наиболее распространенная в наше время методика – это установка зажимов в области сустава (MPJ) третьего пальца.
Обратите внимание на изображение, на котором видно MPJ 1-го и 5-го пальцев. Разуйтесь и найдите эти два ориентира в виде косточек, после чего сделайте небольшую отметку, чтобы было видно их местоположение.
Гонщики, которые принимают участие в сольных или длительных заездах (триатлон и др.), как показывает практика, отдают предпочтение езде на пятке. Для велосипедистов, которым остается до финиша 200 метров, такое размещение креплений дает возможность «допрыгать» до конца.
Есть и другие варианты. В основе развития этой методики никогда не использовался научный подход, а все базировалось и базируется на экспериментах.
Если вам более удобно заднее положение ноги на педалях, то большинство педалей и систем шипов не имеют такой возможности. Тем не менее, Speedplay предлагает переднюю пластину расширителя, которая добавляет дополнительных 14 мм, с помощью которых можно передвинуть ногу назад.
Защита коленей.
Настройки присоединения и отсоединения педалей, жесткость креплений — это следующий шаг, который является довольно сложным и требует времени. Прежде чем монтировать крепления, нужно понимать, что каждый производитель имеет свой тип замка на контактных педалях. Некоторые предлагают не больше 30 градусов. Большинство людей чувствуют себя комфортно в диапазоне 6-9 градусов.
Каждый шип имеет линию, обозначающую среднюю точку — это ссылка для установки по отношению к MPJ вашего выбора
Чтобы настроить шипы , нужно сначала определить позицию стоя. Мое предложение относительно установки шипов вращательно — это сначала оценить позицию стоя. Сделайте на месте несколько шагов, а потом, посмотрите на положение колена и ноги. Имеют ли они одно направление? Внимательно посмотрите на ноги, указывают ли они прямо или в разные стороны?
Еще один способ: сядьте, чтобы ваши ноги свисали с края стула или кровати под углом, а затем двигайте вперед бедро, делая вращательные движения.
Тест на столе является более «активным» подходом при определении хорошего уровня крепления. Сядьте прямо, затем поверните бедро, чтобы увидеть, двигаются ли ноги вообще.
Исходя из того положения которое вы увидите, установите шипы так чтобы отразить положение ног на педалях. Сделайте пару движений на педалях, и выявите правильное положение. Ноги на педалях смотрятся как на земле? А как насчет колен, они имеют тот же вид, который они имели при стоячем положении?
Медиальный или латеральный дискомфорт колена приводит к постоянной тупой боли, что является достаточно хорошим индикатором, если вы настроили крепления не правильно!
Не каждая система подходит для приведенных выше настроек, с аксессуарами, но, к сожалению, только одна система педалей, которая сегодня доступна, способна самостоятельно управлять этими настройками.
Speedplay Zero педали позволяют определить движение один раз при установке на велосипед. И не влияют на вашу уже определенную позицию переднего / заднего винта, которая может быть в системе с 3-мя отверстиями. Плавающий уникальный компонент педалей Speedplay Zero
Между вами и вашим обувью.
Носок, задник и скольжение не такие сложные по сравнению с varus/valgus (размещение стопы внутрь или наружу).
Если ваша лодыжка размещена не вертикально, вы можете воспользоваться varus/valgus. Зачем? Потому, что если лодыжки не расположены вертикально — это, скорее всего, означает, что вся ваша нога имеет неправильный угловой наклон и не будет правильно расположена на педалях. Через ограничение фиксированной траектории вы нагружаете только одну сторону вашей стопы, и это может быть опасно.
Установки флэш-ключа со стойкой может помочь убедиться, что положение каблука на обуви не влияет негативно на расположение переднего / заднего края
Размещая клинья между обувью и креплением, компенсируешь неравномерное распределение давления. Это означает, что ноги будут чувствовать более равномерное давление, и способ, с помощью которого возможно увеличить силу давления на педали, может быть улучшен.
Опять же, это может усложнить ситуацию , просто невероятно трудно, оценить состояние лодыжек. При заклинивших varus/valgus рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.
Начните с одной подкладки и добавляйте постепенно. Не бойтесь обращаться за советом и помните, что это не передние подкладки.
Обувь с двумя установленными клиньями, может все изменить.
Не нужно забывать о…
«Ширина стойки» — это термин, используемый для описания расстояния между вашими ногами при работе на контактных педалях. Оценивая положение коленей и ступней, которое было описано ранее, вы конечно же стояли с раздвинутыми ногами или очень близко друг к другу? Когда вы на контактах, чувствуете, что ваши ноги под коленями?
На самом же деле не существует метода определения ширины позиции. В большинстве случаев работает метод проб и ошибок. .
Колени указывают прямо вперед, но правая нога гонщика немного вращается снаружи — было бы хорошо, если бы так же было бы при езде на велосипеде.
Если вы переносите колени снаружи в верхней части во время вращения педалей, смещение выступов может быть полезным. Если ширина большая (много места между обувью и зажимами) и ваши колени смещаются в середину, попробуйте более узкую позицию.
Кроме переднего и заднего скольжения и наклона, ширина позиции часто упускается из виду или становится жертвой других трех настроек.
Некоторые компании специально предлагают различную длину осей для облегчения (Speedplay, Keywin и др.), а некоторые наоборот короткие для экономии веса (Shimano). Конечно существуют удлинители оси, но они имеют значительные ограничения.
Пытаясь создать правильное выравнивание, держите крепления статическими и переместите обувь, чтобы было легче увидеть ‘heel-in’ or ‘heel-out’
Недостаточно? Тогда есть одно последнее, что следует учитывать: отсутствие симметричности.
Существует также вертикальный компонент для оценки, и для этого понадобятся знания вашей структурной и функциональной анатомии. Возможно вы не сидите прямо на своем седле или возможно у вас разная длина ног (функционально или структурно). Существуют вертикальные подкладки для решения этих проблем.
Подкладка для решения функциональной или анатомически разной длины ног — кроме уникальных случаев, одной или двух, как правило, достаточно.
При возникновении ощущения, что с одной стороны выше, с другой ниже , попробуйте добавить подкладку. Когда ощущение становится естественным, сделайте несколько шагов. Если ваше тело в конечном итоге говорит вам, что нет улучшения, сделайте корректировки в колене (или голени).
Вам скорее всего будут нужны новые винты для размещения подкладки, которые стоят не больших денег.
Настройка обуви для горного велосипеда.
До этого раздела вся информация была сфокусирована на трех-винтовых креплениях. Те же самые принципы настройки распространяются и на налаживание контактных педалей для езды по бездорожью – передний и задний ход, скольжение и ширина.
Но создание Varus / Valgus (размещение стопы внутрь или снаружи) довольно сложное для горных велосипедов, так как контакт с шипами настолько минимальный, что контакт обуви с педалями создает устойчивость контактной системы.
Езда по бездорожью является весьма динамичной, и большинство гонщиков даже не замечают Varus / Valgus и как правило не нуждаются в таких настройках как при езде на шоссейных велосипедах.
И снова Speedplay выделяется. Они предлагают внедорожные педали (Syzr), которые имеют клиновиднний кант краев..
Это может быть, не слишком важно для прогулок на горных велосипедах, но с повышением популярности езды на гравийных дорогах и использованием MTB обуви эта функция очень полезна.
Проверяйте свои шипы на износ.
Шипы являются расходным материалом независимо от производителя. Тоже самое можно сказать и о педалях.
Будьте внимательными и проверяйте шипы раз в месяц, чтобы заметить признаки износа и своевременно их обслуживать, если они в этом нуждаются.