Современные велосипеды снабжены как передним, так и задним тормозом. Для того, чтобы правильно тормозить, необходимо не только знать, как это делать, но и иметь определенные навыки. Для начала необходимо разобраться как они работают по отдельности, а после пробовать на практике комбинированное торможение.
Как утверждают заядлые велосипедисты, лучше тормозить сразу двумя тормозами. Если Вы новичок, то у Вас вряд ли получится идеальное торможение. Тормозной путь будет большим, эффект от торможения будет иметь некоторые погрешности.
Аварийная остановка – аварийное торможение.
Самым быстрым считается способ при велосипеде стандартной ситуации, когда Вы вдавливаете передний тормоз по максимуму до тех пор, пока заднее колесо не оторвется от дороги. В подобных случаях толк от заднего тормоза будет малым. Дело в том, что сцепление у заднего колеса с дорогой минимально.
Задний тормоз будет нужен, когда сцепление с дорогой плохое или же заднее колесо повреждено. В обычной ситуации при сухой дороге лучше всего использовать передний тормоз. Это как с точки зрения теории, так и практики. Но это при условии, что Вы правильно используете передний тормоз. Он обеспечит максимальную безопасность при торможении.
Часто многие любители велосипеда боятся использовать передний тормоз, потому что думают, что полетят кувырком при резком торможении. Бывает и такое. Но это случается с теми людьми, кто только сел в седло и начинает привыкать к управлению «железным конем». Если Вы будете тормозить только задним тормозом, то все будет более менее приемлемо, пока будете избегать резких остановок. При резкой остановке при помощи заднего тормоза можно и кувыркнуться, и оказаться под велосипедом после хорошего заноса влево или вправо.
Один из известных велосипедистов Джобст Брандт выдвинул гипотезу, согласно которой велосипедист, умеющий гасить инерцию при торможении с помощью рук, всегда избежит вылета из седла через руль. Часто велосипедист вылетает через руль после сильного торможения по причине неумения гасить инерцию с помощью рук. Это приходит с опытом.
При торможении задним тормозом подобная ситуация избегается. Дело в том, что при подъеме заднего колеса, торможение автоматически прекращается, а велосипед принимает стабильное положение. Но в данном случае тормозной путь увеличивается как минимум вдвое от возможного. Если Вы любите резкие торможения, то постарайтесь отжаться от руля так, чтобы центр тяжести тела был максимально дальше от руля. Этот совет можно применять как для переднего, так и заднего торможения. Когда тормозите обоими тормозами, можете вильнуть в том случае, если заднее колесо начнет заносить, а переднее в данный момент также заблокировано. Естественно, заднее колесо устремится вперед.
Торможение передним колесом.
Максимальное тормозное усилие получится тогда, когда заднее колесо почти отрывается от поверхности. В данном случае при малейшем торможении задним тормозом можно попасть в занос. Самый легкий способ научиться торможению – практиковаться на просторном месте, пробуя тормозить одновременно обоими колесами. При этом старайтесь прикладывать усилия больше на первый тормоз.
При торможении продолжайте крутить педали. В таком случае ноги подскажут Вам, когда и куда колесо начинает заносить. Постепенно переходите на более резкие торможения. Так Вы сможете обнаружить максимальную точку возможного усилия при торможении.
Встречаются велосипедисты, любящие ездить на велосипеде с фиксированной передачей. У таких велосипедов отсутствует холостой ход. Поэтому велосипедная цепь даст хорошую обратную связь. Вы сможете нормально чувствовать уровень сцепления заднего колеса с грунтом. Езда на велосипедах, у которых фиксированных задний привод помогает поймать нужный уровень торможения, являющийся максимальным для переднего тормоза. Когда станете чувствовать себя более уверенней, приступайте к торможению на любых типах велосипедов, за счет только переднего колеса.
Использование заднего тормоза.
Бывалые велосипедисты в 95 процентах случаев пользуются передним тормозом. Однако встречаются ситуации, при которых использование заднего тормоза будет предпочтительным:
— Скользкая поверхность. НА сухом грунте почти невозможно добиться при торможении заноса переднего колеса. На скользкой же дороге вполне запросто. При заносе переднего колеса Вы не сможете удержать велосипед. Если существует большой риск заноса, следует использовать задний тормоз.
— Неровная дорога. Если перед Вами неровная местность, колеса Вашего велосипеда большую часть времени проводят в отрыве от поверхности. При вдавливании тормоза именно в тот момент, когда колесо не касается с грунтом, колесо заблокируется, а приземление на заблокированное переднее колесо достаточно проблематично. Последствия могут быть плачевными.
— Лопнувшая передняя покрышка. Если шина Вашего велосипеда лопнула, стоит задействовать задний тормоз. Если решите тормозить передним тормозом, то шина скорее всего слетит с обода. Наверняка Вы упадете.
— Лопнувший тросик, другие причины неполадки в работе переднего тормоза.
— Продолжительные спуски с горы. При спусках Ваша рука, которая лежит на рукоятке переднего тормоза, просто – напросто устанет. Также есть риск получить перегрев на переднем ободе от постоянного трения или же довести ситуацию до разрыва покрышки. В таком случае рекомендуется использовать передний и задние тормоза попеременно. Оба сразу не используйте.
Использование обоих тормозов.
Многие высказываются против использования обоих тормозов одновременно. Другие, наоборот, настаивают на том, что это наиболее приемлемый вариант. Итак, когда лучше всего использовать одновременно оба тормоза:
— Если передний тормоз Вашего велосипеда слаб, чтобы заднее колесо оторвалось от поверхности, то задний тормоз способен добавить усилие. Конечно, лучше всего сразу же починить передний тормоз. Ободные тормоза могут потерять часть тормозного усилия во время дождя. Это следует учитывать всегда.
— у велосипедов, имеющих большую длину (например, тандем), отрыв заднего колеса от грунта исключен, так как у него большие габариты. Поэтому лучше всего он затормозит при одновременном торможении как задним, так и передним тормозом. Однако, если Вы передвигаетесь один на тандеме, то задний тормоз становится бесполезным ввиду отсутствия нормального сцепления с дорогой. Риск заноса в данной ситуации достаточно большой. Это применимо и в случае, когда на заднем седле находится ребенок.
Рукоятку какого тормоза и под какую руку устанавливать.
По данному вопросу нет однозначного мнения в среде велосипедистов. Некоторые утверждают, что задний тормоз лучше вывести на правую руку, которая является сильной у правшей. Хотя у мотоциклов рукоятка переднего тормоза находится под правой рукой. Представьте, что человек управляет как велосипедом, так и мотоциклом. Ему будет сложно перестроиться.
Также существуют и национальные предпочтения. В тех странах, где ездят машины по правой стороне, рукоятку переднего тормоза ставят под левую руку, а в странах с левосторонним движением, наоборот.