Сел и поехал, не задав себе вопрос: «А всё ли у меня хорошо с тормозными колодками?». В особых случаях, такая опрометчивость может даже иметь летальный исход.
На самом деле, прежде чем сесть и поехать, нелишне задаться вопросом об исправности всех систем велосипеда. Но мы, все же, будем говорить именно о тормозных колодках. А именно, о тормозах типа V-Brake, поскольку именно они сейчас наиболее популярны.
Когда нужно менять тормозные колодки
Тормозные колодки – расходный материал. Так что следует с пониманием относится к тому, что менять их нужно часто. В конце концов, это сделано ради вашего же блага. Будь они прочнее, приходилось бы чаще менять обод колеса. А это, согласитесь, и дороже, и сложнее.
Как часто их нужно менять? Назвать какие-либо конкретные временные промежутки невозможно. Ведь длительность жизни колодки напрямую зависит от множества факторов, таких как её материал, манера езды велосипедиста, дорожные условия. Если вы тормозите мягко и плавно, то ваши колодки прослужат несколько дольше, чем у вашего темпераментного друга. Впрочем, пересечённая местность или день в горах, способны моментально убить колодки даже у самого спокойного велосипедиста. Так что, всегда полезно иметь с собой парочку запасных. Самый простой способ определить, что время замены пришло – это посмотреть на колодки. На дорогих и качественных даже есть специальная линия износа, по которой запросто можно определить, что колодка уже стёрлась и более не пригодна к использованию. Но даже если её нет – не отчаивайтесь. Вы всё равно можете определить состояние тормозов вашего велосипеда. Ведь на колодках также имеются грязеотводные канавки. По мере использования их глубина уменьшается, и рано или поздно они исчезают совсем. Это и говорит о том, что колодка уже просится на пенсию.
Если же вы поленились или забыли во время осмотреть велосипед, то сигналы о необходимости неотложной замены колодки вы получите, не вставая с седла, прямо во время езды. Итак, если вы заметили, что длина тормозного пути значительно увеличилась или что во время торможения раздаётся специфический звук трения металла о металл – это явный признак того, что вам, как минимум, стоит взглянуть на ваши тормоза.
Как менять тормозные колодки
Конечно, вы можете обратиться в веломастерскую. Почему бы и нет? Но учитывая то, что менять колодки приходиться часто, умение делать это своими руками – весьма полезный навык. Тем более что в этом нет ничего сложного.
Первое что нужно сделать – это расстегнуть тормоза. Это очень просто: одной рукой сдвиньте тормозные рычаги друг к другу, а другой приподнимите металлический фиксатор троса и выведите его наконечник из фиксатора.
Следующий шаг – открутить шестигранником старую колодку и достать её. Колодки выпускают парами, обычно они одинаковые и не имеет значения, какая из них с какой стороны колеса окажется. Впрочем, бывают и исключения. Поэтому перед установкой внимательно изучите все надписи, это поможет вам не наделать ошибок.
Тормозная колодка крепиться к тормозному рычагу с помощью последовательности шайб со сферической поверхностью. Их расположение очень важно для правильной установки колодки, но у различных производителей оно может сильно отличаться. Поэтому всё-таки прочтите инструкцию перед началом работы.
После того как вы поставили колодки и прикрутили их, необходимо тормоза застегнуть. Для этого просто выполните операцию обратную расстёгиванию.
И завершающий штрих – отрегулировать тормоза. Ослабьте немного гайку, которой крепится колодка. Так чтобы вы могли сдвинуть её с места, но сама она не болталась.
Далее – чуть-чуть сожмите рукоятку тормоза. Нужно чтобы колодки приблизились вплотную к ободу колеса. В таком положении установите колодку строго перпендикулярно к ободу. Очень важно, чтобы колодка не касалась покрышки. Поэтому отрегулируйте её положение так, чтобы она находилась на расстоянии в 1мм.
Особенности замены жестких и мягких тормозных колодок
Помимо всех прочих отличий тормозные колодки различаются ещё и по жёсткости: они бывают мягкие и жёсткие. Последние устанавливаются параллельно ободу, так как при торможении не деформируются. Мягкие же деформируются довольно сильно, поэтому они требуют особого положения относительно обода колеса: передний край следует располагать на 1мм ближе, чем задний. Для этого положите под заднюю часть колодки какую-нибудь прокладку соответствующей толщины. Теперь сжимаем посильнее рычаг тормоза и закручиваем гайки. Всё! Можно кататься!
Правда, для начала, было бы весьма кстати проехать тестовые пару километров с активным использованием тормозов. А после – осмотреть следы торможения, оставшиеся на колодке. Чтобы спокойно ездить, надо быть уверенным, что колодка соприкасается с ободом всей своей поверхностью.
Так обстоят дела с заменой колодок.
Картриджные колодки
Но существуют колодки, менять которые нет никакой нужды. Это картриджные колодки. Когда они приходят в негодность, вы можете просто поменять резиновую вставку – и они снова будут как новые.
Следует учитывать, что в таких колодках левый и правый картридж всегда различны. Поэтому внимательно читайте надписи, чтобы не перепутать.
Картридж закреплён в колодке шплинтом. Аккуратно достаньте его плоскогубцами и постарайтесь не потерять. С картриджами часто продаются запасные, но далеко не всегда. Сдвиньте картридж в строну противоположную вращению колеса и достаньте его. Теперь возьмите новый картридж и повторите описанные выше действия в обратном порядке: вставьте картридж, двигайте его в строну вращения колеса, доведите до упора, вставьте шплинт. Как вы можете заметить, менять картриджи несколько проще, нежели колодки. Кроме того, тормоза в этом случае не требуют регулировки.
И в конце концов
Если вам не хватает обязательности и расторопности, что бы выполнять описанные выше рекомендации, то пеняйте на себя. Как и чем вы будете тормозить – решайте сами.
Впрочем, существуют аварийные методы торможения. Например «ногой о переднее колесо» или «в кусты». Первый требует сноровки и чреват испорченной обувью. И, лучше потренируйтесь с исправными тормозами, перед его применением в полевых условиях. Второй же – это уже крайний случай, когда альтернатива – это впечататься в бетонный забор или очутиться под колёсами КАМАЗа.
Но я надеюсь, до этого не дойдёт. Ведь, если вы дочитали до конца, то и сами прекрасно понимаете важность тормозов в жизни велосипедиста.