Вот когда Campagnolo выпустит дисковые тормоза, тогда и поговорим (может). Примерно такие аргументы против дисковых тормозов можно было услышать в ходе баталии rim brakes VS disc brakes. Ну вот и все. Последний бастион не выдержал. Итальянцы официально представили дисковые тормоза для шоссейных велосипедов. Это произошло 9 мая 2017. Чем порадуют итальянцы? Новинок много.
Во-первых, инженеры Campagnolo разработали дуалы Ergopower под гидравлику. Эргономика осталась той же самой, как в дуалах для механики и электронного групсета EPS, то есть фанату Кампи не придется привыкать к новому и/или переучиваться. Над названием решили не мудрить и просто дали имя своей инновации «H11», где «H» символизирует гидравлическую систему, а 11 — количество скоростей. Просто и логично.
Во-вторых, инженеры из Винченци создали двупоршневые тормозные калиперы под стандарт flat mount, при чем калипер монтируется напрямую без адаптеров, что имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюс в жесткости системы: калипер не «плавает», благодаря чему обеспечивается стабильное и повторяемое торможение и снижается вероятность трения ротора в поворотах. А минус заключается в том, что ты становишься зависимым от диаметра ротора и не можешь установить ротор большего размера, даже если очень хочется.
Команда разработчиков Campagnolo решила воспользоваться научным принципом «бритва Оккама» и не стала множить лишние сущности. На выбор предлагаются две опции для любого групсета от Potenza к Super Record EPS: передний ротор — только 160 мм, а задний можно будет выбрать между 140 и 160 мм в зависимости от веса райдера и его манеры тормозить. Campagnolo будет производить единый калипер для всех групсетов с гидравлическими тормозами, что на самом деле очень хорошо: профессиональным механикам не надо будет вникать в тонкости работы каждой системы.
Как работает гидравлика Campagnolo: минеральное масло толкает пару 22-миллиметровых поршней из фенольной смолы — этот материал эффективно рассеивает тепло, позволяя часто тормозить, причем существенной деградации тормозного усилия не произойдет. В отличие от других гидравлических систем, где разведение колодок после оттока масла происходит с помощью пружин, инженеры Campagnolo выбрали мощные магниты, которые выполняют эту работу лучше и не имеют склонности залипать от налипания грязи. Также предусмотрены удобные отверстия для быстрой прокачки, если в систему попал воздух.
В-третьих, инженеры Campagnolo разработали роторы из нержавейки на алюминиевом спайдере на 7 кавычках для 160-мм версии и на 6 лапках для 140-миллиметровой. Грани роторов полукруглые, чтобы никакой господин Вентозо не смог обвинить итальянцев в кровожадности. Система монтажа похожа на Shimano Centerlock с локрингом, но они не совместимы. У итальянцев этот копипейст называется Axial Fixing System.
В-четвертых, компания разработала специальные шатуны для велосипеда с дисковыми тормозами. Человек, который догадывается, в чем разница между седлом и звонком задастся логичным вопросом «WHAT THE !@#$?» и будет права: какое отношение шатуны имеют к гидравлическим тормозам?
Но не спешите хватать тухлые яйца и швырять их в автора. Поскольку дисковые тормоза требуют расширения спейсинга задних перьев, ухудшается чейнлайн. Предположим, что на вашем старом велосипеде была втулка шириной 130 мм. На велосипеде с дисковыми тормозами задние перья будут требовать установки втулки шириной 135 или даже 142 мм (сквозная ось). Подумайте, что будет, если к трансмиссии, задняя часть которой разрослась вширь, добавить шатуны, которые разрабатывались по старым лекалам?
Правильно, перекос цепи на малых звездах (11-14 Т). Не то, чтобы очень критично, но для фанатов четкого переключения 2,5 мм смещение — это уже весомый аргумент для создания новых шатунов под кодовым названием H11. Они будут доступны в алюминиевом исполнении (Potenza) и в карбоне (Chorus, Record и Super Record). Campagnolo утверждает, что Q-фактор останется таким, как был — 145,5 мм. Напомним, что чем ниже Q-фактор — тем лучше для ваших коленей.
Пятое: итальянцы выпустили новейшие колодки из запатентованного компаунда из органической смолы и предложили решение проблемы вибрации и скрип тормозов. Эта технология пришла из мира мотоспорта: слой из специального ламината на нерабочей стороне колодки предотвращает скрип и выполняет функцию рассеивателя тепла.
Шестая новость: компания Campagnolo представила три вилсета — алюминиевый Shamal с возможностью безкамерного использования, карбоновый Bora One и Scirocco.
Shamal потерял тормозную дорожку на ободе, а его профиль теперь повторяет современный камповський разрез С17. Это дань моде на широкие покрышки. Конечно, никто не запрещает установить 23-мм резину, но лучшей парой этим колесам станут 25 и 28-мм борта: больший объем воздуха означает лучший комфорт, лучшее сцепление и предсказуемое управление. Высота переднего обода — 27 мм, заднего — 30.
Bora One — это родной брат модели Bora Ultra. В Bora One также нет тормозной дорожки и совсем иначе заспицованы колеса. Если помните, переднее колесо Bora Ultra было заспицовано радиально. Появление переднего дискового тормоза существенно увеличивает торсионные нагрузки на спицы, поэтому радиальная схема не подходит. Bora One имеет фирменный паттерн G3, как на заднем колесе: на левой стороне количество спиц вдвое больше, чем на правой — такое решение нивелирует асимметричное распределение торсионного нагрузки.
Претерпело изменений и заднее колесо: тело задней втулки цельное. Инженеры исследовали как распределяется нагрузка на спицы и тело втулки и пришли к выводу, что схема, которая использовалась на Bora Ultra не подходит. Напомним: тело втулки предыдущих версий вилсетов Campagnolo и Fulcrum состояло из трех частей, где два алюминиевых фланца были посажены на карбоновый цилиндр. Теперь втулка с фланцами представляет собой единое целое, как в старые добрые времена.
Благодаря отсутствию тормозной дорожки стало возможным улучшить аэродинамику обода. Профиль приобрел каплевидную форму и плавно перетекает в покрышку, за счет чего не происходит срыв потока воздуха. Bora One будет выпускаться в четырех версиях: клинчер для безкамерного использования и под традиционные трубки высотой 35 и 50 мм.
О вилсет Scirocco, впрочем, много не скажешь: новый обод С17 под широкие покрышки и новые эксцентрики с внешним замком. Все. Никаких проблем с эксцентриками с внутренним замком не было, но в Campagnolo стремились уменьшить стоимость производства и достигли этой цели: новый Scirocco будет стоить немного дешевле старого. Заявленная цена — €350 за оба колеса.
Седьмая новость: в Campagnolo позаботились о бюджетном групсете и обновили Centaur, который станет доступным в матовой черной и серебристой полированной версиях. Главная фича групсета — это переход к 4-болтовому интерфейсу шатунов, а еще больше не будет никакого Power Torque, который все ненавидят. Инженеры нашли путь уменьшить расходы при производстве алюминиевых шатунов на стальной оси Ultra Torque и выпустили целых 9 видов чашек для любых кареток от резьбовой ВЅАшки к PF86. Пока что выбор передних звезд ограничивается компактом 52х36 Т и компактом 50х34 Т, но есть надежда, что и циклокросеры не останутся без внимания. Звезды полностью совместимы со старшими групсетами и обеспечивают превосходную плавность переключения.
Дуалы Ergopower повторяют конструкцию и эргономику дорогих групсетов с тем лишь отличием, что для Centaur не используются облегченные детали из карбонового волокна — только алюминий и усиленный пластик индустриального класса. Передний переключатель Centaur с длинным рычагом работает легко и плавно. Задний переключатель с лапкой среднего размера позаимствовал конструкцию в Potenza (аналог Ultegra), но с некоторыми доработками. Он совместим с кассетой с расчетом до 32 T. Верхний и нижний ролики доработаны таким образом, чтобы обеспечивать четкое переключение в условиях перекоса цепи в крайних положениях, при чем Centaur станет своеобразной экспериментальной площадкой, на которой Campagnolo хочет испытать как рынок воспримет эту инновацию, чтобы перенести ее в группу более дорогих групсетов. Trickle down наоборот.
Centaur порадует бюджетными 11-скоростными кассетами со стальными звездами. Их будет три: 11-29 T, 11-32 T и 12-32 T, а цены составят до €90 за первые два и €72,50 за последний.
Единственное, что нам не нравится, тормоза Skeleton не будут иметь сквозных проемов и таким образом больше не могут называться «Скелетонами».
Вот так под конец весны итальянцы подготовили кучу приятных сюрпризов.