Фэтбайк (fat-bike от fat — «толстый») – этот велосипед на очень широкой и толстой резине, достаточно быстро и мощно вошел в жизнь велоспорта. Он обладает повышенной проходимостью по сложным, рыхлым и сыпучим поверхностям, по которым ехать на обычных велосипедах крайне сложно или просто невозможно. Фэтбайк очень легко передвигается по песку и грязи, снегу и по болотистым местностям, давая возможность заехать в живописные места, до которых обычными способами добраться довольно сложно.
Первое печатное упоминание о фэтбайк датируется 1932 годом, когда в одном из популярных велосипедных журналов появилась рекламная картинка обычного велосипеда с не присущими тому времени большими колесами.
Настоящим рождением этого вида велосипеда считается начало 90-х годов, когда житель Аляски Марк Грюндевальд смог растянуть трехдюймовые покрышки до размера стандартного велосипедного обода. Проживая в сложных погодных условиях, Грюндевальд, как настоящий изобретатель и любитель велосипедов, не смог оставаться без своего любимого средства перемещения в долгие времена северной зимы.
Его произведение фэтбайк – позволило ему и его последователям наслаждаться ездой на велосипеде не только по ровным дорожкам в летнее время года, но и по заснеженным лесным тропам. Это событие американский знаток велосипедов и известный веломеханик Шелдон Браун назвал одним из ярких событий в веложизни с момента изобретения горного велосипеда.
Основным конструктивным отличием фэтбайка от других моделей экстремальных велосипедов является увеличенная толщина покрышки, которая варьирует от 89 до 127 мм, а также широкие обода от 65 до 100 миллиметров.
Краткая характеристика фэтбайка:
Толстая резина. Ширина покрышек сегодня достигает 4,6 дюйма. Резина не накачивается сильно, давление в шинах может быть от 0,5 до 2 атмосфер. Благодаря тому, что колеса этого велосипеда рассчитаны на разное давление, его можно настроить под езду по тому или иному покрытию.
Особую конструкцию имеют также рама и вилка. Перья заднего треугольника рамы изогнуты таким образом, чтобы вмещалось колесо с толстой резиной. По такому же принципу сделана и вилка. В отличие от рамы обычного велосипеда, в фэтбайке кареточный узел сильно опущен вниз относительно осей колес. Это сделано для достижения оптимального баланса и центра тяжести.
Правильная посадка на этом велосипеде очень близка к кросс-кантри. Велосипедист при сидении на велосипеде не смещен ни к одному из колес. Давление на поверхность трассы распределяется равномерно и позволяет принимать комфортные положения как при спусках, так и на подъемах. Отлично подходит для езды по бездорожью.
Под толстые колеса нужен широкий руль – 720 мм, стандарт руля для фэтбайков. Благодаря такому рулю, фэтбайк имеет отличную управляемость, что позволяет передвигаться по самым сложным участкам дорог.
При первом взгляде на фэтбайк может сложиться впечатление, что ехать на нем слишком сложно. Но это не так. Современные велосипеды этого типа устойчивы и надежны, ехать на них по рыхлой или мягкой поверхности гораздо проще, чем на горном велосипеде. Фэтбайки созданы именно для сложных дорожных условий, которые для них являются нормой.
В велосипедном спорте не существует универсальности. Для каждой цели, для каждого грунта, для каждого стиля катания разрабатываются индивидуальные геометрии, прочные характеристики, особенности навесного оборудования и свои тонкости настройки. И самое главное в этом всем то, что иначе спортсмену не добиться лучших результатов, а без особых спецификаций это может стать вообще невозможным.
Фэтбайк – это не дорогая игрушка. Этот велосипед имеет свои особенности, которые делают такого монстра единственным возможным вариантом для прохождения сложных участков трасс с неустойчивым грунтом.