Одной из самых интересных передач для велосипеда является ременная передача. Чистые руки, чистая одежда, легкость, неприхотливость, долговечность, тишина — вот список преимуществ над цепью и переключателями. Сфера использования покрывает требования комьютеров и туристов, включая в себя и велосипеды на планетарных передачах, преимущественно Shimano Alfine и Rohloff Speedhub. КПД цепной трансмиссии выше, поэтому вряд ли в ближайшее время ремень появится на спортивных велосипедах, будь это шоссейник или кантрийный подвес, но в этой системе есть много, что предложить.
Самый большой плюс ременной трансмиссии заключается в том, что ремень не растягивается со временем, как цепь, поэтому служит в 4 раза дольше (разница в сравнении зависит от техники педалирования, погодных условий, катания по грязи, песку, и персонального отношения райдера к сервису). В отличии от цепи, которая состоит из нескольких сотен отдельных деталей, которые со временем изнашиваются из-за трения, ремень представляет собой цельную конструкцию и не склонен к такого типа деформации. Цельность в то же время является и минусом, ведь для установки на велосипед, вам как-то надо разъединить задний треугольник, чтобы продеть ремень сквозь раму. Обычные рамы для этого не приспособлены. Рама должна быть разработана именно под Carbon Drive: правый дропаут имеет замок, который соединяет верхнее и нижнее перо.
В большинстве случаев запасные части для ременной трансмиссии приходится заказывать через интернет. В денежном вопросе можно неплохо сэкономить в долгосрочной перспективе.
Система состоит из ремня, передней и задней звезды. Передняя стоит около $90, имеет посадочный интерфейс BCD130 или BCD104 (чотирилапка) и подходит к любому популярному шатуну. Задняя стоит от $30 до $110, а ремень — около $35. Учитывая цены на системы 1x, это умеренные деньги. Возьмите калькулятор и посчитайте, сколько можно сэкономить по сравнению с долгосрочным использованием 1x. За период службы системы Carbon Drive придется 4 раза заменить кассету. Возьмем не топовые компоненты. Например, кассета SRAM PG-1130 с расчетом 11-42 стоит $80. Сколько раз вы замените цепь, это вопрос личный, ведь кто меняет цепи по кругу каждые 500 км, а кто-то гоняет на одной цепи, пока он не растянется и не съест звезды кассеты. Сколько бы это не было, добавьте стоимость N цепей, где N — количество, которое вы используете за срок службы кассеты, умноженную на четыре.
Какая сумма вышла? Это стоимость расходных материалов, без учета стоимости переключателя, манетки и звезды narrow-wide. Однако, на другой чаше находится стоимость планетарной втулки, которая имеет собственный перечень минусов. Вилка цен на планетарные втулки широкая и доходит до $1200 за Rohloff Speedhub. Цены на дешевые планетарки стартуют с $60 и это будет скорее всего 3-скоростная втулка Shimano Nexus SG-3C41, хотя вряд ли найдутся фанаты выложить бешеные деньги за раму со специальными дропаутами и сэкономить на качественной планетарке. Shimano Alfine стоит порядка $200.
Втулка Rohloff Speedhub стоит астрономических денег, но стоит того. Rohloff в комбинации с передачей Gates Carbon Drive — любимый выбор велопутешественников.
А вот сэкономить в сравнении с синглспидами не удастся. Сингловые звезды и цепи стоят копейки и ходят долго.
Перейдем к техническим деталям.
Ремень представляет собой петлю из волокон карбона в оправе из нейлона и полиуретана. Рифленая поверхность сверху предотвращает перекручивание; в тело ремня из полимерных материалов заключены карбоновые волокна, имеющие высокую прочность на разрыв; нейлоновый слой имеет зубья с проточкой посередине для удержания на звездах.
Система очень требовательна к правильному чейнлайну. Если чейнлайн Centertrack немного смещен, задняя звезда сообщит об этом звуком, которого она не выдает при идеальных условиях.
Система требовательна к жесткости заднего треугольника рамы. Если рама мягкая, возрастает скорость износа трансмиссии. Например, модифицированная стальная рама «играет» при вращении педалей во время езды по разбитой дороге. В этот момент ремень соскакивает.
Система также очень требовательна к натяжению. Прочное натяжения ремня приводит к ускоренному износу подшипников задней втулки и каретки.
Ременная передача от Gates бывает двух видов, которые не совместимы друг с другом: CDC и CDX Centertrack. Система CDC, которая появилась в середине нулевых годов, использует бортики по бокам звезд, предотвращающими соскальзывание ремня с шлицов.
CDX Centertrack появился в 2011 году и представляет собой значительно улучшенную версию, в которой исправлено много недостатков предшественника. Шлицы на звездах имеют Т-образную форму, а по центру ремня есть проточка, которой он цепляется за вертикальный гребень. Наибольшее преимущество Centertrack над CDC в том, что система допускает большую амплитуду колебаний рамы без риска, что ремень соскочит со звезды, даже если натяжения слабее рекомендованного. Centertrack требует меньшего натяжения, чем CDC, она тише, лучше очищается на ходу от грязи и песка. Задняя звезда выполнена из нержавеющей стали, в отличие от алюминиевой на CDC, которая изнашивалась быстрее, чем сам ремень. Для использования ременного привода со втулкой Rohloff, пользователи должны покупать дорогую звезду Phil Wood, а теперь Gates делает свою более дешевую версию также из нержавейки.
Так выглядит разрыв заднего треугольника для Gates Carbon Drive. Горизонтальный дропаут оснащен струбциной для тонкой настройки натяжения ремня.
А вот вариант со слайдинговими дропаутами.
Как уже сказано выше, привычная рама для многоскоростного велосипеда не подойдет. Чтобы использование Carbon Drive стало возможным, она должна иметь разрыв на верхнем или нижнем пере, или в дропауте, чтобы можно было через треугольник протянуть ремень. Можно модифицировать старую раму, отрезав дропаут и впаявши/вваривши/вклеив другой, с возможностью разъединить перья. Иногда у производителей встречаются интересные конструкции, такие, как модель Woodsmoke от Salsa, в которой заднее перо задрано кверху выше линии цепи. Но, хотя в Woodsmoke не нужно протягивать цепь/ремень через треугольник, использовать ременный привод не удастся, ведь не решенным останется вопрос как натянуть систему к заявленным нескольких десятков килограммов.
Есть также требования к дропаутам.
Слайдинговые дропауты являются лучшим выбором, ведь они позволяют легко настроить натяжения. Горизонтальные дропауты, как в трековых велосипедах, также подходят, но установив колесо, у вас должно остаться еще около сантиметра до края дропаута перед окончательным натяжением. Косые дропауты не подходят.
Длина петли ремня фиксирована и считается по количеству зубов, начиная со 108 для короткобазным комьютеров, заканчивая 250 для тандемов.
Натяжение регулируется также изменением позиции эксцентриковой каретки, если рама оборудована таким узлом.
Неизменная длина петли требует правильного подбора передаточного числа, для чего существует специальный калькулятор. Это в свою очередь ограничивает желание настроить «задним числом» натяжения системы, потому что передаточные числа фиксированы и напрямую зависят от длины заднего пера и количества зубов на звездах. Вы не можете просто так установить любую комбинацию звезд, как в цепном приводе и не можете оставить ремень провисать на трековый манер.
Для определения передаточного числа используйте калькулятор трансмиссии на сайте Gates. Интересно, что поскольку ремень натянут, словно струна, степень натяжения можно оценить по звуку. Для этого понадобится гитарный тюнер или приложение к смартфону с функцией измерения высоты звука. Кто подбирает на слух, используя бас-гитару в качестве эталона (строй E-A-D-G, струна E на седьмом ладу дает 62 Hz, или струна A на втором ладу дает те же 62 Hz). Частота 62 Кгц соответствует рекомендации производителя для легкого райдера.
Кстати, диаметр передней звезды может вызвать странные реакции. Количество зубьев варьируется 22T вплоть до 70T, но не дайте своим глазам себя обмануть. Комбинация 70T/19T дает передаточное число около 3,7, что соответствует комбинации 52T/14T на цепной трансмиссии. Для подавляющего большинства мощных лосей этого достаточно.
Как видите, технических ограничений достаточно, но все они относятся к подготовительному периоду и однажды найдя свой сетап, можно о них забыть. В процессе эксплуатации вы будете иметь беспроблемную трансмиссию, которая почти не требует ухода и смазки, моется обычной водой , не издает никаких звуков, кроме условий катания по песчаным трейлам, оставляет руки, ноги и одежду чистыми и ходит в 4 раза дольше, чем цепь. Для тех велосипедистов, кто ездит много, для туристов и любителей это замечательный выбор.
Carbon Drive не подойдет спортсменам у него чуть меньше, чем в цепи, КПД. Джейсон Смит из Friction Facts провел лабораторные испытания и определил, что обычная сингловая цепная трансмиссия теряет из-за трения в среднем 2,92 Ватта энергии, тогда как ременная передача теряет 3,93 — на 1 Ватт больше. Система была натянута по рекомендации производителя до 38,5 кг (для тяжелого велосипедиста), но, что интересно, с нулевым прелоадом ремень показал высокий КПД, когда мощность перевалила за отметку 208 Ватт. Кривые момента оказались разными. С нулевым прелоадом цепь почти не показывала потери энергии, но с ростом мощности возрастает трение в системе и это то самое место, где история начинает приобретать новые цвета. Ремень будет проскакивать под нагрузкой с таким настроем, но если в будущем найдут способ избежать скольжения ремня, этот вид привода может появиться на спортивных велосипедах.
Также не следует списывать со счетов и коробку передач Pinion, которая в последнее время приобретает популярность. В комбинации с ременным приводом закрытая коробка передач может стать ультимативной системой для туристических велосипедов, которые не требуют даже минимального ухода.
Напоследок хочется добавить, что существуют целые бренды, которые специализируются по продаже комплектов к системе Gates Carbon Drive. Лидерами среди них можно назвать Schindelhauer, Bombtrack, Steppenwolf, Stevens, Kalkhoff и другие. Полный список представлен на сайте Gates.